Детский омбудсмен Мария Львова-Белова напоминает, что формат ЕГЭ задумывался всего лишь как «некий срез знаний». Фото со страницы Марии Львовой-Беловой в Facebook
В России значительно вырастет роль портфолио при поступлении школьников в вузы, заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. По его данным, серьезные перемены в этом вопросе могут произойти к 2030 году. К моменту поступления ученика в высшее учебное заведение портфолио может стать альтернативой Единому государственному экзамену (ЕГЭ), которое будет учитывать достижения за все годы учебы.
Тезис о том, что портфолио сможет дополнить ЕГЭ, – не новый, его выдвигал еще помощник президента Андрей Фурсенко в бытность министром образования и науки РФ. Разница с сегодняшним заявлением всего лишь в «весе»: у Музаева портфолио будет «значительно» дополнять ЕГЭ.
Скорее всего данное заявление призвано отвлечь внимание от поднимающейся новой волны возмущения, связанной с ЕГЭ. На политическое поле (после новых выборов в Государственную думу РФ) пришли новые игроки, и критики ЕГЭ воспрянули снова.
Вот и новый детский омбудсмен Мария Львова-Белова напомнила на днях, что изначально формат ЕГЭ задумывался как «некий срез знаний», однако сейчас все при обучении «нацелено на то, чтобы ЕГЭ сдать». А для успешного прохождения выпускных испытаний необходимы репетиторы. Она – мать и опекун 22 детей, из них пятеро – кровных, ей видней.
Впрочем, не только многие политические деятели против ЕГЭ. Главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина тоже единый госэкзамен не устраивает. «Я сторонник классического образования и считаю, что ЕГЭ – ранящая души детей процедура. Что касается цифровых портфолио достижений и их учета при поступлении в вузы, то считаю, что они могут быть лишь дополнением к полученным в школе знаниям. Цифровое портфолио не может заменить экзамены, которые предполагают проверку знаний. Грамоты и медали могут лишь показать, что ребенок разносторонне развит, имеет хобби и увлечения», – считает доктор юридических наук Александр Быстрыкин.
Чтобы успокоить всех, в Рособрнадзоре реанимировали идею портфолио. Но на всякий случай отвели введение его в строй на более поздний срок – аж к 2030 году.
Итак, портфолио. Что предлагает Анзор Музаев? Все начнется с шестого класса. Школьники будут копить в некие файлы свои достижения – занятия спортом, творчеством, примеры своей общественной активности. «Все соревнования, где участвуют младшие школьники, никак вузами не засчитываются. Это демотивирует. Почему не создать объективную систему учета значимых достижений уже с шестого класса? И сделать это альтернативой ЕГЭ», – вопрошает Музаев. Сейчас, по его словам, участием в соревнованиях и других активностях интересуются преимущественно ученики 9–11-х классов, однако необходимо создать мотивацию и для школьников помладше.
Напомним, кстати, что сегодня каждый третий школьник не обладает базовым уровнем знаний как минимум по одному из предметов учебной программы. Это данные все того же Рособрнадзора. «Если брать все срезы, которые у нас есть, около 32–35% не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам, в странах-лидерах этот показатель составляет 5%. Сейчас наша задача, задача Министерства просвещения в том числе, чтобы эту цифру вывести хотя бы на уровень в 5% – такой, как у мировых лидеров», – отмечал глава Рособрнадзора год назад.
Впрочем, некоторые представители профессиональных учительских сообществ посчитали такую процедуру – сбор документов, подтверждающих его заслуги, самим школьником – отчасти даже унизительной. И вообще заставлять детей с первого класса думать исключительно о поступлении в вуз это антипедагогично.
Интересный подтекст портфолио придает доктор педагогических наук, профессор Александр Прутченков. Основной смысл портфолио, по его мнению, – «показать все, на что ученик способен». А педагогическая философия нововведения предполагает смещение акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету. В портфолио могут быть аккумулированы количественные и качественные оценки знаний. Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Ну, а если не портфолио? Если вообще ЕГЭ взять – и отменить? Во Франции, например, много лет нет вступительных экзаменов в университеты. И все хорошо. Нет, нехорошо, говорят родители студентов на анонимных условиях. На Западе общество воспитано на уважении к закону. Там и представить сложно, что за взятки можно покупать экзамен. А у нас можно. А кроме того, большой отсев происходит там уже после года обучения в вузе.
Университетский процесс в той же Франции разбит на три цикла. Каждый из них завершается сдачей экзаменов и получением диплома. Первый цикл, куда французы поступают по окончании лицея, длится два года и дает общеобразовательную подготовку. Через два года учебы студенты сдают экзамены и получают диплом об общем университетском образовании либо диплом о научно-техническом образовании.
Во время второго цикла образования, который также длится два года, студенты получают более специализированные знания. Третий цикл, на который стремятся поступить многие иностранцы, длится один год и заканчивается получением полновесного диплома о высшем образовании.
То есть, если разбираться, первая ступень фактически может быть приравнена к нашему среднему профессиональному образованию. Которое у нас, кстати, тоже бесплатное. Может, идти по этому пути? Поднять два курса техникума до «общего вузовского образования». Ну а дальше – кто куда. Кто в науку, кто в бизнес. И не изобретать паровоз.
И все же перспектива введения портфолио ученика вполне реальна. Глава образовательного института «Эврика» Александр Адамский прогнозирует. Прочитав анонс одной из панельных дискуссий на Московском международном салоне образования 2019 – «Портфолио вместо ЕГЭ», он на минуту представил всем образ того, как живется народу в стране «победившего портфолио». Там полки книжных магазинов уставлены пособиями типа «Собираем портфолио выпускника школы», «Портфолио – это очень просто» и «Самый полный справочник по подготовке портфолио»…
комментарии(0)