Взросление российского поколения миллениалов сопровождается потерей оптимизма. Фото РИА Новости
Как выяснили социологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), для современной российской молодежи переход к осознанию себя взрослым начинается с получения образования и выхода на рынок труда. Взрослость сопровождается повышением ответственности. Но в этом процессе уровень субъективного благополучия падает, ухудшается настроение и теряется оптимизм.
Старший научный сотрудник Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Надежда Нартова и выпускник магистратуры НИУ ВШЭ Александр Фатехов изучили переход во взрослость у российских миллениалов, то есть у людей, родившихся в период с 1980 по 2000 год. Их становление пришлось на период политической и экономической стабилизации.
Эта группа неоднородна: старшим – за 40, и их взросление – свершившийся факт; младшим – 20, и они еще в процессе становления. Поэтому выборка исследования разделена авторами исследования на три когорты: 20 лет (младшая), 30 (средняя) и 40 лет (старшая).
Миллениалы заметно отличаются от других поколений по образу жизни и ценностям. Один из маркеров взросления – завершение образования. У абсолютного большинства (98,3%) опрошенных россиян в возрасте от 18 до 29 лет обязательный этап в жизни – выпуск из одного или нескольких учебных заведений: школа, колледж или университет. При этом больше всего распространено среднее профессиональное образование. Максимальная доля респондентов с этим уровнем образования среди сорокалетних (42,8%), минимальная – треть – среди двадцатилетних. Младшие поколения больше стремятся получить диплом вуза. 62% молодежи от 18 до 29 лет заявляют, что максимальный уровень образования, который они хотели бы получить, высшее – бакалавриат, специалитет или магистратура.
Однако при этом доля людей с высшим образованием максимальна среди 30-летних: 39,3% (для сравнения: в контрольной когорте таких 26,5%). Эта средняя группа в целом училась дольше остальных, в совокупности – 13,7 года (с учетом всех образовательных уровней). Иными словами, молодежь дольше учится и получает более высокий уровень образования, чем старшие поколения.
Следующий этап – выход на рынок труда. У 90% из тех, у кого он произошел, это событие наступило к 22 годам. При этом 27% опрошенных 18–29 лет отмечают, что работы на полную ставку у них еще не было. По-видимому, многие совмещают учебу с частичной занятостью.
Большинство молодых людей к 29 годам получают образование и выходят на рынок труда. Но это только часть взросления. Переезжают от родителей и начинают жить с партнером лишь около половины опрошенных. А создание собственной семьи с детьми откладывается.
Среди субъективных маркеров взрослости – ответственность за других. Больше трех четвертей опрошенных в средней и старшей группах (75,4 и 79,8% соответственно) чувствуют ответственность за происходящее в своей семье. В младшей когорте таких ответов – 50%. А вот ответственность за происходящее на работе – примерно треть в средней и старшей группах и 18% в младшей.
Что касается дома, малой родины, то за них большинство опрошенных – примерно треть в каждой возрастной группе – готовы отвечать лишь «в незначительной мере». Однако с возрастом чувство ответственности в этой номинации возрастает.
«Взросление в современной России связано с сужением горизонтов планирования, снижением ожидания позитивных изменений в жизни, ростом неудовлетворенности и плохого настроения», – отмечают авторы исследования. Переход во взрослость российского поколения миллениалов сопровождается потерей оптимизма. Судя по настроениям 40-летних, осознание своей взрослости сопровождается формированием унылого эмоционального фона: стагнация и уныние преобладают над чувством обретения уверенности в себе.
Интересно, что люди в этой возрастной когорте постоянно учатся. Синдром вечного студента заключается в том, что человек после окончания обучения в вузе так и не решается сделать выбор в сфере своей профессиональной деятельности и продолжает учиться дальше – получать второе, еще одно, затем следующее образование.
Но это только одна причина. Другая в том, что пиетет перед высшим образованием все-таки сохраняется. После того как образование стало массовым, вузы стараются на этом заработать, организуя многочисленные курсы повышения квалификации, сокращенные образовательные программы, дистанционное обучение, тренинги, курсы иностранных языков… Люди коллекционируют сертификаты и дипломы.
В советские времена существовала практика, что человек шел куда-то работать, потом понимал, какие знания ему нужны. И получал их в техникумах и вузах. Теперь работает схема другая. Сначала образование – потом практика. Но, действуя таким образом, человек достигает профессионализма, а значит благополучия, гораздо позже.
После завершения учебы случается кризис, так как большинство вечных студентов испытывают в связи с этим событием острое психологическое напряжение. Изменения статуса вызывает негативные переживания. Но, к счастью, данный кризис в большинстве случаев не оказывает заметного разрушающего воздействия на личность молодого человека. К моменту окончания вуза выпускник обретает достаточный уровень психологической зрелости для перевода этого кризиса в конструктивное русло.
комментарии(0)