Почти половина студентов МФТИ испытывают затруднения в психологической сфере. Фото со страницы МФТИ в «ВКонтакте»
Завершившееся вчера Общее собрание Российской академии наук обсуждало роль науки в преодолении пандемии и посткризисном развитии общества. В числе других тем были затронуты вопросы психического самочувствия студентов. Как раз к этому времени подоспели и данные нового мониторинга, составленного студенческим комитетом Национального исследовательского университета «Московский физико-технический институт» (МФТИ) на эту же тему. Эти данные и удивляют, и заставляют задуматься о проблеме всерьез.
Во время пандемии, заявила на Общем собрании РАН президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева, психологические последствия не меньше сказываются на здоровье людей, чем даже медицинские последствия инфекции. Нет ничего удивительного, что за последние два ковидных года вышло много публикаций на эту тему.
Исследования РАО проводились в период распространения коронавирусной инфекции и ограничений, связанных с пандемией. Для ученых было важно понять, как относятся ко всем этим событиям дети, их родители и учителя. В чем проявляются у них последствия после пережитого стресса.
Довольно большая группа детей (43%) отметили, что размышления о коронавирусной инфекции вызывают у них чувство реальной тревоги, а 19% детей сочли, что вспышка пандемии негативно повлияла на их психологическое здоровье. И у 93%, согласно данным профессора, заведующей лабораторией технологий и средств психолого-педагогической реабилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Светланы Лазуренко, наблюдалось неблагоприятное психологическое состояние – близкое к состоянию острого стресса либо нестабильное.
Теперь обратимся к мониторингу МФТИ. Как следует из пояснительной записки, консультировала студентов ведущий аналитик мониторингового отдела ВЦИОМа Татьяна Заитова. Мониторинг психологического здоровья студентов МФТИ представлен репрезентативной выборкой. И поэтому может быть отнесен к опросам, заслуживающим внимания.
Как сообщают авторы исследования, проблемы с ментальным здоровьем широко распространены в среде обучающихся МФТИ – и они усугубляются по ходу обучения в институте. Половина респондентов положительно проходят скрининговый тест ВОЗ на наличие ментальных расстройств (показатель SRQ больше 8 по шкале из 20 баллов). И это говорит о вероятном наличии у них ментальных расстройств разной степени (точность теста – 70%).
Каждый пятый из опрошенных отмечает наличие диагностированных ментальных расстройств. Четверть респондентов отмечает наличие суицидальных мыслей. Есть существенная динамика изменения психологического здоровья в зависимости от курса обучения. Например, среди первокурсников только 40% имеют какие-то психологические и ментальные проблемы, а среди студентов 4-го курса – уже 60%. Напомним: ментальное здоровье – это душевное самочувствие и ощущение благополучия. Апатия, проблемы с аппетитом, головная боль, ощущение собственной никчемности, проблемы с пищеварением, дрожащие руки, пугливость – вот далеко не полный спектр ощущений опрашиваемых о переживаемом ими моменте настоящего.
К группе риска относят прежде всего девушек. 17% студентов отмечают, что им не хватает денег на еду или хватает на еду, но не хватает на одежду. Чрезмерное употребление алкоголя, наркотики, а также эмоциональное, физическое и половое насилие – это всегда существенные факторы, связанные с повышенным уровнем проблем в ментальной сфере человека. 8,7% респондентов МФТИ отмечают, что употребляют алкоголь чаще двух раз в неделю.
В студенческом сообществе отмечается низкое доверие к психологической службе университета и низкая оценка ее эффективности. Меньше всех доверяют психологам те, кто больше всех нуждается в их помощи. Но 26,6% респондентов скорее доверяют психологической службе университета, 18,6% – скорее нет, а 54,7% – нейтрально оценивают ее профессионализм. 31% респондентов отмечают, что не знают, где найти профессиональную психологическую помощь в кампусе.
Между тем студенты считают, что ментальное здоровье и благополучие обучающихся должно стать долгосрочным приоритетом политики всего университетского сообщества. Им нужен единый документ, содержащий цели, ключевые показатели эффективности работы и всего университета, и его отдельных подразделений, механизмы общественного надзора и мониторинга в этой области.
Кроме реорганизации психологической службы внутри университета студенты предлагают развивать связи с партнерами, как среди прочих университетов для обмена опытом, так и среди частных и государственных организаций, занимающихся данной проблематикой. Похоже, схожие проблемы есть и у студентов других университетов.
комментарии(0)