На конференции президент РАО Ольга Васильева напомнила о научно-практическом характере ведущихся в академии работ. Фото с сайта www.rusacademedu.ru
В Российской академии образования (РАО) сегодня завершает работу Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Мероприятие проходило в рамках Года науки и технологий в Российской Федерации, под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Участие в конференции приняли более 500 ведущих ученых, экспертов, методистов и педагогов-практиков.
В течение двух дней ведущие российские и зарубежные ученые, руководители образовательных организаций и педагоги в очном и в онлайн-формате обсуждали перспективы международного сотрудничества, актуальные аспекты подготовки педагогов, обучение и развитие школьников в современном цифровом обществе и влияние пандемии на учебный процесс.
На конференции прозвучали доклады академиков РАО. В работе секций приняли участие известные специалисты, эксперты. Президент РАО Ольга Васильева напомнила о научно-практическом характере ведущихся в академии работ, важности междисциплинарности в науке, создании новых научных школ, задающих направление в науке и о фигуре ученого-руководителя.
Академия наметила сотрудничество с национальными академиями других стран. Ольга Васильева анонсировала создание в будущем Ассоциации академий образования стран СНГ. Также она рассказала о наметившемся сотрудничестве с представителями Республики Южная Осетия. Речь за кулисами конференции шла о создании совместного Международного центра на базе педагогического факультета Юго-Осетинского государственного университета.
Одним из центральных выступлений был доклад академика РАО Сергея Малых. Он представил новые данные о «цифровом ребенке». Выяснилось, что отличники и троечники примерно одинаковое количество экранного времени проводят за компьютерными играми – 57,75 и 60,18% соответственно. Исследование также показало, что в качестве «окна» в цифровой мир школьники в подавляющем большинстве случаев используют смартфоны (77,9%), на втором месте – настольные компьютеры (10,4%). 67,8% детей проводят за экраном от 50 до 100% свободного времени. Пик использования компьютеров и смартфонов приходится на 16 лет. Те дети, которые любят читать, – их сегодня крайне мало – значительно меньше времени проводят за гаджетами, чем их сверстники. И еще интересный момент: у тех родителей, которые сами любят сидеть за книгой, и дети растут книголюбами.
На пленарной сессии «Образовательный процесс в условиях цифровой трансформации» научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ «Высшая школа экономики» академик РАО Виктор Болотов привел такие данные. 46% родителей отмечают рассеянность ребенка во время учебы в пандемию. Дети стали менее организованными. Кроме того, более 40% учащихся говорят о существенном увеличении учебной нагрузки в период вынужденного дистанционного обучения.
Презентация доклада известного ученого-нейролингвиста, профессора Татьяны Черниговской, как всегда, обратила участников конференции к поискам смыслов. По мнению Черниговской, сейчас лучшие умы Запада обращают свой взор к наукам о мозге. В эти исследования вкладываются огромные деньги. И эту гонку в нейронауке выиграет тот, кто хоть немного приблизится к разгадке того, как функционирует наш мозг.
Что касается искусственного интеллекта, то, по мнению профессора Черниговской, мы не ответили пока на главный вопрос: зачем он нам нужен. Чтобы нас улучшить? Но ведь с помощью искусственного интеллекта мы не разовьем себя как личность, а только добавим себе «функций». Мы чего хотим от него? Чтобы у нас было больше памяти? А зачем?
Татьяна Черниговская напомнила пример, приведенный американским писателем Николасом Карром. Если раньше он сравнивал себя с ныряльщиком в объемы своей памяти, куда он на какое-то время погружался, исследовал объект, осматривая его с разных сторон, то сегодня он считает себя искусным серфингистом.
Интернет-зависимость, по ее мнению, серьезная болезнь. А что будет дальше, когда виртуальные миры станут все более и более реальными? Человечество выдержит это? Не сойдет с ума?
Уже сегодня в обществе распространен «синдром отложенной жизни». Многие люди, по словам профессора Черниговской, живут так, будто используют черновик, откладывая важные и ответственные решения и поступки на потом. Подобным образом они воспитывают и своих детей. Однако жизнь начинается не потом – она идет здесь и сейчас. Важно именно сегодня включить осознанность, чтобы понять, какова конечная цель каждой человеческой жизни.
комментарии(0)