0
5860
Газета Образование Печатная версия

08.12.2021 19:15:00

Систему поступления в вуз сделают открытой

Действующие сервисы для абитуриентов предлагается дополнить опцией участия в отборе на целевое обучение

Тэги: вузы, онлайн, суперсервис, поступление, целевое обучение, открытый конкурсный отбор, законопроект


вузы, онлайн, суперсервис, поступление, целевое обучение, открытый конкурсный отбор, законопроект Студентов на целевые места чаще всего набирают еще на этапе поступления в вузы. Фото с сайта www.hse.ru

Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая представила разработанный ею законопроект об открытом конкурсном отборе на целевое обучение министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову и министру цифрового развития РФ Максуту Шадаеву.

Согласно проекту Яровой, каждый выпускник сможет участвовать в открытом конкурсе по программам высшего и среднего профессионального образования на целевое место на бюджетной основе в любом регионе страны. Существующие на сегодня сервисы для абитуриентов предлагается дополнить возможностью участвовать в программе отбора на целевое обучение.

Целевые места будут формироваться на основе потребности работодателей. Представители рынка труда также смогут участвовать в процессе обучения посредством программ наставничества, организуя производственную практику, говорится в справке к проекту.

Законопроект уже получил поддержку ректорского сообщества, ведущих ассоциаций вузов России и работодателей, а также Президиума Совета законодателей, Минобрнауки, Минцифры, Минпросвещения и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. После проведения итоговых консультаций законопроект может быть вынесен на рассмотрение Государственной думой.

Об этом поговаривали уже давно. Сделать процедуру максимально открытой для общества, чтобы воспользоваться ею смогли не только «по протекции», но и талантливые. Это – одна из целей нововведения. А ситуация на самом деле возникла на стыке интересов самых разных групп. С одной стороны, студенты, которые ищут возможность бесплатного обучения в вузе и не всегда имеют такую возможность. С другой – работодатели, которые заинтересованы в качестве подготовки нужных им специалистов.

«Целевое обучение выгодно работодателю, потому что он сам подбирает лучших абитуриентов или студентов и заключает с ними договоры о целевом обучении с перспективой дальнейшего трудоустройства, – отметил в беседе с «НГ» проректор по учебной работе Российского нового университета (РОСНОУ) Григорий Шабанов. – По сути, это система обязательного, гарантированного трудоустройства выпускников. Чем выше процент граждан, обучающихся по целевому обучению, тем выше процент гарантированно трудоустроенных студентов еще до начала их обучения в вузе».

По мнению Григория Шабанова, «целевое обучение в современном виде даже лучше распределения, которое было в Советском Союзе, когда выпускников отправляли работать далеко от дома, и это было непредсказуемо. Сейчас студент заранее знает, где будет работать. Поэтому качество подготовки целевиков выше».

Есть варианты, когда крупные компании в регионах создают совместно с университетом программу целевой контрактной подготовки, по которой будут обучаться студенты. В этом случае на протяжении нескольких месяцев студенты предвыпускных и выпускных курсов подают заявки и проходят тестирование. Затем в течение какого-то времени проходят общекорпоративный модуль обучения, где знакомятся с технологическим процессом производства. После этого им предстоит пройти тестирование по профессиональным компетенциям для разделения по группам. Далее идут теоретические и практические занятия по углубленной программе.

Чем это выгодно работодателям? Студенты знакомятся непосредственно с оборудованием, которое используется на производстве конкретной компании, отрабатывают навыки на практике и проходят обучение по выбранной профессии.

Но чаще все-таки целевиков набирают еще на этапе поступления в вузы. На определенные специальности, в которых большая нужда у того или иного региона. Квоты на целевое обучение могут составлять 70–75%. «Чтобы пройти целевое обучение, студенту не обязательно обращаться в вуз – достаточно обратиться в организацию, в которой он хотел бы работать, и узнать, заключает ли она договоры на целевой прием. Организации целевого обучения определены законом», – подчеркивает Григорий Шабанов.

Но одно дело набрать целевиков, другое – обеспечить их местами в общежитии, предоставить стипендии, подготовить места для производственной практики и т.д. Все это потребует дополнительной проработки и ответственности работодателей и администрации университетов. Но, видимо, время совсем поджимает.

Впрочем, не исключено, что старых игроков на образовательном поле поджимает не время, а активность новичков, недавно вступивших в игру. Новая инициатива от главы комиссии генсовета «Единой России» по образованию и науке Елены Шмелевой привлекла на днях всеобщее внимание. Она предложила упростить подачу документов в вузы через суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Суперсервис с государственными информационными системами позволит автоматизированно загружать сведения об абитуриенте, в первую очередь – о его личных достижениях, которые у него к этому моменту накоплены. А еще – формировать рейтинговые списки абитуриентов и реестры их согласия на зачисление по принципу «единого окна». Таким образом, можно сделать систему зачисления полностью прозрачной, считает Елена Шмелева. При этом у абитуриента должна появиться возможность заключить договор об обучении через суперсервис. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
3018
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
3347
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3972
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
7089

Другие новости