0
5158
Газета Образование Печатная версия

01.12.2021 19:17:00

В университет – за компетенциями, а не за знаниями

Критерии оценки необходимости высшего образования в России стали радикально другими

Тэги: высшее образование, вуз, компетенции, знания, работодатели


высшее образование, вуз, компетенции, знания, работодатели Большинство россиян (63%) считают, что иметь высшее образование по-прежнему престижно. Фото агентства «Москва»

Представления россиян о том, какое высшее образование можно считать хорошим, очень изменились за последние 15 лет. Об этом свидетельствуют результаты опроса исследовательской службы Superjob. Опрошенные подтвердили гипотезу, что в обществе сейчас главенствуют более прагматичные взгляды на жизнь и образование в целом.

Если в середине нулевых россияне считали хорошим образованием то, которое выше среднего и просто выделяет обладателя диплома среди прочих категорий населения («моя дочь юридический окончила», «а мой сын – дипломат»), то сегодня считается хорошим такое высшее, которое формирует ключевые компетенции, профессиональные навыки.

По данным опроса, по сравнению с 2005 годом, когда прошло аналогичное исследование, многое изменилось. Оказалось, что сейчас под фразой «хорошее образование» почти каждый второй респондент (49%) понимает обучение, которое закладывает фундамент будущей профессии. Полуторный рост по сравнению с 2005 годом. Также 36% считают, что это такое образование, которое учит узнавать что-то новое. Эти респонденты уверены, что в современном мире важно обладать не столько конкретными знаниями или умениями, сколько способностью постоянно учиться.

Каждый десятый опрошенный уверен, что только престижный вуз или факультет дает хорошее образование. По оценке этой группы, учиться в провинциальном институте или в университете, который входит в сотню лучших в мире, – совсем разные вещи. Кстати, и сама рекламная кампания ведущих вузов РФ построена на том, чтобы убедить людей, что лучше взять кредит в банке и пойти в престижный вуз, нежели учиться бесплатно в обычном.

Большинство (63%) считают, что сейчас иметь высшее образование по-прежнему престижно. Противоположного мнения придерживается 21% опрошенных. Кстати, это удивительно. Думают россияне об одном, а поступают по-другому. Ведь сегодня государственная риторика явно не в пользу высшего. Вот и данные за 2020 год свидетельствуют, что впервые за последние 20 лет количество поступивших в колледжи (на программы среднего профессионального образования) превысило количество тех, кто выбрал вузы (программы бакалавриата и специалитета). По прогнозам, этот разрыв в ближайшие годы будет только увеличиваться.

А что думают работодатели о высшем образовании? «В работе необходимы навыки, практика. Хорошее образование – это образование, где 80% академических часов студент проводит за лабораторными работами, практическими занятиями. Хороший пример тому – МФТИ, МГУ, Академия управления и другие вузы» (директор, 49 лет, г. Москва). «Главное, на мой взгляд, в образовании – научиться «ловить рыбку» (ассистент аудитора, 36 лет, г. Москва).

Для того чтобы лучше понять, почему тренд на «ловлю рыбы» (компетенции) не может не радовать всех, и прежде всего чиновников, обратимся в качестве иллюстрации к событиям Французской студенческой революции 1968 года.

В конце 60-х во Франции случился бум высшего образования. Небывалый приток студентов – следствие бебибума послевоенных лет. В 1938–1939 годах студентов насчитывалось 60 тыс., а в 1968–1969 годах – 605 тыс. Увеличению числа студентов способствовали помимо демографического сюрприза еще два фактора: относительная доступность государственного высшего образования и отсутствие экзаменов при поступлении в университет.

К 1968 году во Франции возросла безработица. Четвертую часть безработных составляли вчерашние школьники, выпускники высших учебных заведений и студенты, бросившие учебу. И уже стало понятно, что с этим нужно что-то делать. Появился план, предложенный министром национального образования Фуше. План предусматривал конкурсные экзамены при поступлении в университет, введение новых обязательных дисциплин на гуманитарных факультетах, ужесточение условий обучения, проверки знаний и т.д. Понятно, что это привело бы не только к повышению качества образования, но и к значительному сокращению числа студентов. Что было бы, кстати, справедливо, потому что массовое высшее – это все-таки абсурдная идея. Хотя и красивая.

Есть еще одна интересная деталь. Высшее образование обязательно где-то порождает островки свободы («либеральные» университеты). Во Франции тоже были среди преподавателей те, кому в силу своих убеждений трудно было ужиться в консервативной столичной среде. Среди них известный французский социолог Анри Лефевр, философ Поль Рикер и др. В общем, студенческая революция во Франции просто не могла не случиться.

Как этого избежать? Давать студентам больше компетенций, хороших и разных. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10675
Следствию разрешат быстрее заводить новые дела

Следствию разрешат быстрее заводить новые дела

Екатерина Трифонова

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс сокращают межведомственный бумагооборот

0
3959
Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Елена Герасимова

Изучение основ единой науки о природе считают важным для жизни только 27% учеников

0
7804
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
8181

Другие новости