На Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики и информатики Виктор Садовничий резко выступил с критикой системы ЕГЭ. Фото с сайта www.msu.ru
Единый государственный экзамен реформируется. Но в основном технологически. До конца 2024 года Рособрнадзор и Минцифры планируют завершить модернизацию системы ЕГЭ, переведя его на отечественное программное обеспечение. Что касается содержательной части, изменения тоже есть, хотя и не принципиальные.
Технологическая модернизация проводится для того, чтобы система единого государственного экзамена основывалась на отечественном программном обеспечении. С 2023 года Рособрнадзор планирует отказаться от прежних методов доставки экзаменационных материалов в пункты проведения ЕГЭ. Через два года во всех субъектах Федерации внедрят технологию передачи материалов ЕГЭ в экзаменационные пункты через защищенные каналы интернета. Систему уже апробировали в 2021 году в 26 регионах страны.
К критике самого экзамена, влияющего на всю систему подготовки к школе, тоже отношение меняется. Как заявила член комитета Госдумы по образованию и науке Ольга Пилипенко, в ГД РФ «готовы прислушиваться к мнениям ученых по поводу выпускных и вступительных экзаменов». По словам депутата, ее коллеги задумываются о том, как правильно обучать и вовлекать детей в процесс углубленного изучения, а не только поиска верных ответов. Так депутат отреагировала на слова ректора МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего о том, что ЕГЭ приучает детей к готовым ответам, а учителя лишены возможности учить школьников мыслить и рассуждать, в том числе на уроках математики.
Виктор Садовничий выступил резко на Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики и информатики. Он заявил, что сегодня российские школьники нацелены исключительно на успешную сдачу ЕГЭ. А на более глубокое изучение предмета у них не остается ни времени, ни сил. Кроме того, академик Садовничий рассказал, что и учителя математики в нынешних условиях вынуждены делать упор исключительно на подготовку к экзаменам, а не на преподавание предмета в широком смысле. Виктор Садовничий недоумевает, как можно принимать в вуз без устного экзамена.
«Математик должен пользоваться родным языком так же умело, как и математическими формулами и выкладками, но многие учителя отмечают тревожную тенденцию к почти полному отказу от форм устной аттестации школьников и даже студентов по математике», – раскритиковал Садовничий школьную систему подготовки. Из-за формы ЕГЭ у школьников сегодня нет навыка к выстраиванию мысли логически в устной форме. У них не развита культура строгих доказательств, считает Виктор Садовничий. Предложение ректора принципиально – дать школе возможность проводить устные промежуточные экзамены по математике.
Пока депутаты думают над подходом к ЕГЭ, появились новости о том, как будет происходить главный экзамен в 2022 году. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал доработанные по результатам общественно-профессионального обсуждения и согласованные научно-методическими советами ФИПИ документы. Они определяют структуру и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2022 года.
Судя по этим данным, изменений не много. У тех же математиков, кстати, в базовой математике добавилась текстовая задача. А вот над заданиями в профильном экзамене над изменениями потрудились чуть больше. Например, убрали совсем элементарные задания. Появились две задачи (на теорию вероятностей и статистику) вместо одной. Добавилось задание на понимание функций и их графиков.
Изменения в ЕГЭ-2022 по русскому языку касаются всего нескольких заданий. Но есть одно важное изменение – оно касается увеличения требований по объему сочинения. Что касается литературы, то список литературных источников, которые абитуриент должен вспомнить и проанализировать, сокращен с семи до пяти. Но при этом список текстов для изучения значительно расширили. Интересно, как на это отреагируют «трудящиеся массы» учеников.
Экзамен по обществознанию будет идти меньше по времени, но содержательно не изменился. Эссе не будет, но появились задания, формулировки которых вызывают у учителей вопросы.
В ЕГЭ по истории время экзамена тоже сокращено с четырех до трех часов, хотя объем существенно не изменился. Эссе убрали. В новом варианте больше внимания уделено работе с источниками.
По информатике основные изменения случились годом раньше. В контрольно-измерительных материалах по физике из первой части убрали задание из области астрофизики. Оно требовало много времени и концентрации внимания, а оценивалось всего в два балла. Появилось два новых задания смешанного типа. В первой части – с выбором множественных ответов. Обычно ученики такой «выбор» не любят. Во второй части – задание по механике высокого уровня сложности.
Составители КИМов считают, что все эти изменения не должны повлиять на тех учеников, которые регулярно учили школьные предметы. Вот именно, что – «регулярно»…
комментарии(0)