0
6640
Газета Образование Печатная версия

10.11.2021 19:11:00

Глобальные циклы в детской психологии

Гиперактивность мальчиков и девочек на уроках может свидетельствовать о неординарных математических способностях

Тэги: детская психология, гиперактивность, невнимательность, математические способности


детская психология, гиперактивность, невнимательность, математические способности Эксперты полагают, что невнимательность и гиперактивность младших школьников имеют разную природу. Фото Виктора Бартенева/PhotoXPress.ru

Ученые считают, что недостаточность развития механизмов внимания сегодня есть у подавляющего большинства детей. Учителя отмечают в опросах, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают ее с большим трудом. И причина здесь – недостаток произвольного внимания.

Это обстоятельство даже породило гипотезу о том, что существуют некие циклические процессы в развитии детской популяции. Например, был период акселерации, когда у детей отмечалось ускоренное физическое развитие, в частности увеличение роста. Потом ученые заметили, что этот процесс приостановился. Сейчас вот пришла невнимательность. Возможно, это плата за экологию, стрессы, экономические условия, тотальное увлечение гаджетами и общий технический прогресс. И плата за фаствуд, кстати.

Как считают ученые, «составляющей» внимания являются лобные отделы коры головного мозга. Их зрелость наступает к 18 годам у девочек и к 21 году у мальчиков. И недостаточное питание, например, будет отражаться на формировании лобных отделов.

В общем, типичная картина: ребенок сидит на уроке и скучает. Пытается развлечь себя, смотря в окно или на экран гаджета, перекидывается репликами с соседями. Или ерзает, не может усидеть на месте. И учителя говорят родителям, что их ребенок гиперактивен. Пора бить тревогу.

Многие родители и педагоги убеждены, что невнимательность и гиперактивность ребенка мешают ему достигать успехов в учебе. Это частично подтверждается научными исследованиями: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чаще не успевают в школе, имеют более низкие достижения, тратят больше времени на домашние задания и чаще остаются на второй год. Однако проблема в том, показывают новые исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), что подобные исследования проводятся в основном на клинических выборках, когда ребенку поставлен официальный диагноз СДВГ.

Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ показали, что дети с высоким уровнем невнимательности демонстрируют более низкие достижения в математике в начальной школе. И это отставание больше выражено у девочек, чем у мальчиков.

Известно, что диагноз СДВГ в целом и гиперактивность в частности чаще идентифицируются у мальчиков, чем у девочек. Частично это связано с имеющимися предубеждениями и стереотипами: когда девочка проявляет гиперактивность, это чаще объясняют ее чувствительностью или высокой коммуникабельностью, чем наличием нарушений поведения. Результаты исследований показывают, что девочки должны демонстрировать более высокий уровень нарушений поведения, чем мальчики, для того чтобы их поведение было отнесено к симптомам СДВГ.

Также исследователями было обнаружено, что невнимательность связана с более низкими достижениями в математике как у девочек, так и у мальчиков. Гиперактивность вопреки ожиданиям, оказалось, связана с более высокими математическими достижениями.

«Можно предположить, что такой результат связан со спецификой оценки гиперактивности учителями. Возможно, педагоги склонны считать детей гиперактивными, если они энергичны, более эмоциональны и общительны в классе, и именно это активное поведение может быть положительно связано с их успеваемостью», – комментирует этот вывод автор исследования, старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Юлия Кузьмина.

Невнимательность у девочек имеет более серьезные последствия для их математической успеваемости в долгосрочной перспективе. В целом невнимательность больше вредит успехам детей в учебе по сравнению с гиперактивностью. И при этом невнимательность реже фиксируется вовремя.

Ученые рекомендуют учителям и психологам обратить особое внимание на девочек с невнимательностью, даже если они не демонстрируют гиперактивного поведения и не нарушают дисциплину. Именно эти девочки оказываются в группе риска по возникновению проблем в освоении математики. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости