3
6748
Газета Образование Печатная версия

20.10.2021 18:43:00

Цифровые "костыли" для педагога. Учитель может эффективно охватить своим вниманием лишь 60% класса

Тэги: дискуссия, доказательная педагогика, доверие, учитель, школа, цифровизация


дискуссия, доказательная педагогика, доверие, учитель, школа, цифровизация Благодаря цифровым инструментам доказательные возможности педагогики многократно возрастают, считает Ярослав Кузьминов. Кадр из видео с канала ММСО-2021 на YouТube

На одной из дискуссий Московского международного салона образования (ММСО-2021) говорили о доказательной педагогике. Почему вообще педагогике надо что-то доказывать? Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов считает, что это необходимо, так как педагогика – одна из немногих отраслей человеческой деятельности, которая базируется на доверии. Будь то доверие к учителю, к школе или к институту. И одновременно с этим, чуть ли не на генетическом уровне, существует стереотип, что раньше учили лучше, чем сегодня. Хотя люди порой даже и не помнят, как именно это происходило.

Доказательная педагогика всегда зиждется на сравнении. Самый простой пример, как доказать важность учителя сегодня: берется группа испытуемых, ее учит робот (нейросеть). Берется другая группа. Ее учит учитель. Через какой-то период времени сравнивают результаты у тех и других групп. Вот тогда всем спорам будет положен конец.

Благодаря цифровым инструментам доказательные возможности педагогики многократно возрастают, считает научный руководитель НИУ ВШЭ. Например, оперативная оценка работ, которые выполняет ученик. Это очень важный элемент формирования мотивации ученика, считает Кузьминов. Если учитель не успевает проверить все тетрадки, то школьник быстро теряет интерес к учебе. Поскольку он не чувствует внимания к себе или же видит, что его работу оценили по шаблону.

Еще одна функция, которую помогают стимулировать цифровые платформы, с которыми уже начали работать некоторые школы сегодня, – обобщение данных обратной связи для учителя. Например, эти данные показывают, где именно есть отстающие, какие темы они не поняли. Для оценки сразу же появляется аргументированная основа. «Благодаря цифровым инструментам каждый день в новой школе становится днем некоторых доказательств – не приблизительных утверждений, а достаточно точного знания», – подчеркивает Ярослав Кузьминов.

Что это дает и почему это важно? Разработчики цифровых учебных сервисов определили, что если ученик со второй попытки не справляется с 20% и более задач по математике, то без индивидуальной помощи он этот барьер преодолеть уже точно не сможет. Помощь ему приходит от учителя, репетитора, родителя и т.д. Также доказано, что с каждым следующим классом таких детей становится все больше. Образовательная неуспешность нарастает.

Ребенок не знает, как решать задачу, и он пытается списать, сымитировать, он не уверен в себе. «Эта неуспешность, проявившаяся в отдельных случаях в первом и втором классе, в третьем и четвертом охватывает очень солидную группу учеников и становится устойчивым феноменом. А потом дети идут в основную школу, там, как на фабрике из цеха в цех, переходят от учителя географии к учителю математики, и неуспешность, накопленная в начальной школе, влияет на результаты в целом ряде более сложных предметов – в физике, химии и так далее», – отмечает Ярослав Кузьминов.

По его мнению, это «болезнь» не просто нашей школы, а классно-урочной системы в целом. Учитель вынужденно работает с ядром класса, с теми, кто его понимает и осваивает материал в темпе, заданном учебником. В среднем около 30% детей не могут учиться в таком темпе, а около 10% – те, кто очень быстро соображает и кому в классе становится скучно. В результате средний учитель обучает лишь 60% учеников, и причина не в его недобросовестности, а в особенностях классно-урочной системы.

В школьном обучении необходимо равномерно усваивать материал, избегать пробелов, и для этого нужны меры, которые в той или иной степени используют цифровые технологии. Так, на основе данных, собранных по всей образовательной системе страны, методистам ставится задача – изменить учебные материалы и график освоения тем. Методисты сообщают школам, что определенным темам нужно уделять больше внимания, потому что они критичны, и если ребенок их не освоит, то его отставание в дальнейшем будет нарастать.

Необходимо создать интерактивные задачники с нарастающим применением искусственного интеллекта. «То есть машина будет учиться на ученике, который выполняет задания, выдавать ему задания, адаптируя их под конкретного ученика до тех пор, пока он не поймет тему, – живописует Ярослав Кузьминов. – Это трудозатратно, и это то самое, чем фактически занимаются очень хорошие репетиторы».

Сейчас учитель, сталкиваясь с неуспешностью ребенка, сообщает его родителям, на что нужно обратить внимание. И родители, если у есть деньги, нанимают репетитора. Именно в этот момент и возникает колоссальное неравенство, поскольку две трети родителей на это денег не имеют, а в деревнях репетиторов может не быть вовсе.

Еще одна возможная мера – учет особенностей мышления разных групп детей. Есть те, кто соображает быстро, и есть те, кто медленно; есть те, для кого характерно логическое мышление, а есть с преобладанием образного. Школьникам можно предлагать задачи в зависимости от их строя мышления. Но пока ни один учебник не адаптирован к этим психотипам. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сэнсэй-заика

Сэнсэй-заика

Вера Бройде

Непростые уроки японского

0
509
"Неуд" за поведение – новая классная реальность

"Неуд" за поведение – новая классная реальность

Елена Герасимова

Свежие инициативы общественников отдают нафталином

0
1414
Тайна голосования распылится в сетях и реестрах

Тайна голосования распылится в сетях и реестрах

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избирательный закон немного ужесточат и значительно виртуализируют

0
1859
О возвращении смертной казни

О возвращении смертной казни

Вводя высшую меру, не стоит медлить с созданием комиссии по реабилитации

0
1869

Другие новости