В общем-то, обычная агрессивность мальчиков перерастает сегодня в культ мужского насилия. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Вопиющий случай: 15-летний ученик махачкалинской школы смертельно ранил ножом своего одноклассника. В отношении школьника следователи открыли уголовное производство. Также возбуждено уголовное дело в отношении директора школы в Махачкале, где учились девятиклассники. Почему и как это произошло – еще предстоит дать ответ компетентным органам. Пока можно обсудить внешние причины такого поведения.
В материалах расследования фигурируют заместитель директора школы и глава охранного предприятия, указано на сайте СУ СК РФ по Республике Дагестан. Есть еще детали, которые тоже, мягко говоря, удивляют. Когда оператор РЕН-ТВ приехал в школу сделать репортаж о событии, его избили школьники. Мужчина вынужден был обратиться к врачам, хотя писать заявление в полицию отказался. Есть еще видео допроса школьника, на котором тот рассказывает, как приобрел нож. И он буквально вскользь поясняет, что купил нож, потому что… «все так ходят».
То, что на Кавказе существует культ оружия и его носят даже школьники, – факт общеизвестный. Но то, что обычная мужская агрессия перерастает сегодня в культ насилия, – факт, до сих пор не признанный. Недавний инцидент в московском метро – тому подтверждение. Вчерашние выпускники школы (одному из троих 21 год) из того же региона напали на пассажира и избили его до полусмерти.
Да, действительно, сегодня преобладает культ насилия и в кинопродукции, и в компьютерных играх для подростков. Это очевидные вещи, лежащие на поверхности. Но есть и более тонкие психологические моменты.
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» обсуждали тему «Кто такой «настоящий мужчина?». Как люди приобретают представление о том, что считать «мужским поведением»? Что скрывается за понятием «токсичная маскулинность» и почему реклама фирмы бритвенных принадлежностей вызвала такую бурную реакцию? А всего-то в их ролике был обыгран слоган: «Мы верим в лучшее в мужчинах!» Ученые в один голос говорят о кризисе мужественности и связывают это с падением уровня мужского гормона – тестостерона.
В научном журнале Human Reproduction Update были размещены публикации исследователей из Израиля, США, Дании, Бразилии и Испании. Они отмечают, что с 1971 года в Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии среднее количество сперматозоидов у мужчин снизилось на 59,3%, а концентрация сперматозоидов снизилась на 52,4%. Но ученые не совсем уверены в том, что является причиной этого снижения. Одна из причин – экология и малоподвижный образ жизни. Отсюда и снижение уровня тестостерона.
Еще Карл Юнг учил, что агрессия серьезно связана с традиционной мужской гендерной ролью. В 2014 году было проведено исследование учеными из Университета Южной Австралии о количестве «злых людей», от чего оно зависит. И оно показало, что независимо от половой принадлежности «злые» имели перекос в мужскую половую идентичность.
В 2015 году ученые из Пенсильванского университета обнаружили такую закономерность: если мужчине высказать сомнения в его мужественности, то испытуемый непременно будет реагировать на раздражители с большим гневом и повышенным желанием доминировать над женщинами.
Однако на Кавказе культ мужественности, агрессии вкупе с негативными изменениями медиасреды побуждает семьи искать адекватный ответ вызовам времени. И выход найден: гиперболизируется мужественность. В этом отношении показательна картина допроса матери одного из напавших в столичном метро на пассажира. Женщина заявляет о драке, что это же мужчины, они должны драться.
Но агрессивное поведение – не всегда во благо. Оно нарушает социальные границы и может привести к печальным последствиям. Агрессия бывает очевидной или скрытной. И насилие – это крайняя форма агрессии. Оно рождает аппетентно-агрессивное поведение, то есть привыкание к боли другого. Психологи считают, что аппетентная агрессия – это форма агрессивного поведения, направленного не на защиту от угрозы, а на получение определенного удовольствия от наблюдения или совершения насилия. Насилие при этом воспринимается как нечто захватывающее и привлекательное и становится обычным явлением. На биологическом уровне аппетентная агрессия сопровождается выбросом адреналина, высвобождением кортизола и эндорфинов – гормонов, которые выполняют много физиологических функций, в том числе – облегчение боли и эйфорию.
Агрессоров надо вовремя останавливать еще в школе. Кстати, зачастую домашнее насилие – это продолжение насилия, начавшегося еще в школе. Психологи знают, что агрессия помогает мужчинам справиться со стыдом и страхом. И они же могут доходчиво объяснить детям, что мужчины взрослеют, не когда проявляют агрессию, гнев и стремление доминировать. Мужчины взрослеют, когда учатся говорить о страхе, потерях, радости и любви, когда могут сострадать, жить в согласии с собой и своим внутренним миром.
Собственно, это и должны рассказывать психологи. Только сколько их в наших школах? Исследование Российской академии образования показывает, что в России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей. Причем только в 12 субъектах РФ на одного школьного психолога приходится менее 400 учеников. В исследовании РАО принимали участие 20 620 директоров общеобразовательных организаций и 16 854 педагогов-психологов, то есть почти 70% от всех работающих в школах педагогов-психологов. При этом 97% специалистов психологической службы в системе образования – женщины. Как правило, это молодые женщины (53% педагогов-психологов моложе 40 лет). Только 39% из них имеют высшее психологическое образование. И только 46% специалистов имеют стаж работы до пяти лет. При этом они действительно часто имеют дело с подростками, имеющими девиантное поведение (67% от общего числа).
Как противостоять этому? Открыто говорить. И осуждать. Подросток из Махачкалы, который убил одноклассника, угрожал многим своим однокашникам, и не раз. И все молчали. И боялись. Показательна реакция старейшин на события в столичном метро, осудивших агрессию. Видимо, жестокость юного поколения поразила даже их.
комментарии(0)