На фото пленарное заседание Всемирного конгресса школьных учителей истории. Фото сайта congress.schoolhistorians.ru
Первый Всемирный конгресс школьных учителей истории, организованный в Москве Институтом всеобщей истории РАН, 7 октября завершает работу. Учителя из разных стран мира обнаружили схожие проблемы. А отечественные школьные историки поставили ребром вопрос о том, что важней для школы – давать знания или готовить к ЕГЭ?
«Присутствие гостей почти из 40 стран мира – это свидетельство значимости нашей повестки, востребованности широкого диалога о будущем образования в России. Важен вопрос, в каком объеме преподавать историю в школе. Ведь именно знания о прошлом позволяют задать вектор общественному развитию, обеспечить диалог культур и цивилизаций», – заявил председатель Российского исторического общества (РИО), директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.
Школьное историческое образование находится под пристальным и постоянным вниманием РИО, напомнил исполнительный директор фонда «История отечества» Константин Могилевский. Он также напомнил, что с 2014 года действует историко-культурный стандарт. И вместе с его появлением возникли определенные проблемы. Одна из них состоит в том, что есть он, есть Концепция исторического образования, есть примерная общеобразовательная программа, есть еще несколько важных документов, на которые учитель должен ориентироваться в своей работе. В том числе и те документы, которые регулируют подготовку к ЕГЭ, хотя единый экзамен сдают только 20% детей. Учителя хотят, чтобы в этом документальном хаосе была установлена некая иерархия.
Академик Александр Чубарьян, модератор дискуссионной площадки Конгресса, затронул тему эссе по истории в едином госэкзамене. «Было эссе – теперь оно отменилось, – сказал Чубарьян. – Мы должны подумать, что взамен. Мне сказали, что в задании надо, – бессмыслица какая-то, – упомянуть трех персонажей, четыре даты и еще там что-нибудь. По мне лучше, чтобы экзаменуемый изложил свое мнение. Будет ли оно на примере трех императоров и двух любовниц императора – не так важно. Гораздо важней, как пишущий соображает…»
Тема регионального компонента в преподавании истории тоже оказалась важной для участников конгресса. Появляется этот компонент в школьной истории вовсе не для того, чтобы хвалили свой регион, а для того, чтобы ребенок ощущал себя частью своего народа. Но регионы разные, где-то есть даже учебники по истории малой родины, а где-то их нет.
В итоге педагоги обратились к правительству с просьбой провести модернизацию системы подготовки повышения квалификации по предмету и усовершенствование процедуры аттестации учителей истории и обществознания. Учителю хватает теории, но не хватает практики. Мастер-классы для педагогов помогают ликвидировать этот пробел. При этом учителя настаивают на том, чтобы убрать из аттестационных процедур такой показатель, как «средний балл по ЕГЭ». Количество стобалльников не влияет на качество работы учителя, считают участники форума. Гораздо лучшим решением будет создание для учителей системы грантов, позволяющих им самим выбирать место для повышения своей квалификации.
комментарии(0)