0
6056
Газета Образование Печатная версия

29.09.2021 20:19:00

На формирование личности влияет даже вид школьного здания

Без умения изложить свои идеи на бумаге карандашом толкового архитектора не получится

Тэги: личность, фомирование, архитектура, обучение, николай шумаков, интервью


личность, фомирование, архитектура, обучение, николай шумаков, интервью Без навыка рисования подготовка архитектора будет неполноценной. Фото с сайта www.newsmarhi.ru

Что нужно изменить в университетской подготовке будущих архитекторов, а что нельзя менять ни в коем случае; почему школьникам важно жить в хороших домах – об этом в беседе с журналистом Златой САВИЦКОЙ рассказывает народный архитектор РФ, академик Российской академии художеств (РАХ), член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), профессор Московского архитектурного института (МАРХИ), президент Союза архитекторов России, член совета Международного союза архитекторов (UIA) Николай ШУМАКОВ.

Николай Иванович, о высшем образовании сегодня принято говорить со скепсисом. Дескать, и качество подготовки специалистов упало, и специалистов готовят не тех, которые требуются, а вот раньше… А у вас нет ощущения, что уходит отечественная школа архитектуры?

– Такого ощущения нет. Наша отечественная архитектурная школа – сильная, самобытная, с прекрасными традициями, заложенными величайшими, талантливыми педагогами. Эту школу создавали преподаватели МАРХИ, нашего самого сильного российского вуза: Щусев, Ладовский, Бархин, Веснин, Уллас, Лежава, Глазычев…

Перечислять можно долго. Тревожит другое. В какой-то момент эта школа застыла в своем академизме. В преподавании все больше теоретиков, а нужны практики. Градостроительство идет вперед семимильными шагами, и молодые архитекторы, выходя из стен института, не очень понимают, где мечты, а где реальное проектирование. Поэтому не стоит лить слезы по якобы утраченной архитектурной школе, а надо активнее расширять преподавательский состав практиками – нашими нынешними успешными и яркими современными архитекторами.

На базе Союза московских архитекторов уже несколько лет работает кафедра комплексной профессиональной подготовки МАРХИ, где студенты могут послушать лекции и мастер-классы представителей нашей замечательной отечественной архитектурной школы. Сергей Скуратов, Тотан Кузембаев, Никита Явейн, Борис Левянт, Владимир Плоткин и многие другие архитекторы – это без всякого преувеличения лидеры не только нашей национальной, но и мировой архитектуры. И пока они у нас есть, говорить о потерях в российском зодчестве даже как-то некорректно.

Заимствуем ли мы при обучении архитектуре что-то из методик с Запада?

– Нормальный умный человек, обучаясь любой профессии, заимствует все и отовсюду. Чем больше и разнообразнее привлекаемый опыт, тем меньше ошибок ты совершишь в профессии, тем шире кругозор и больше возможностей стать лучшим среди равных. Кто-то умный сказал, и я с этим согласен: «Знание – это умение добывать информацию». Ее надо добывать на западе, на востоке, на севере и на юге. Везде.

Чем могут помочь будущим архитекторам практики – производственные корпорации, компании, связанные с градостроительством, крупные форумы? Мы же с вами не случайно встретились на AlumForum?

– Впрямую, конечно, нет. Прекрасный, нужный, высокопрофессиональный во всех отношениях AlumForum не может решить проблемы профессионального образования. Другое дело, что в рамках этого события, которое Союз архитекторов проводит совместно с Алюминиевой ассоциацией, проходят мастер-классы, семинары, обсуждение вопросов, связанных с применением алюминия в архитектуре и градостроительстве. Поэтому мы не просто встретились на форуме, мы давние партнеры с Алюминиевой ассоциацией, и AlumForum – наше общее детище. И в этом контексте молодым архитекторам – студентам и начинающим специалистам – очень полезно походить на все эти мероприятия, послушать разные мнения, познакомиться с работой крупных производственных компаний, где всегда нужны архитекторы и дизайнеры, умеющие, кстати, держать в руках карандаш и линейку.

Некоторые абитуриенты идут в архитектурный, не имея за плечами художественной школы. Многие даже считают, что в эпоху компьютеров навык рисования – лишнее. Почему студентам, будущим архитекторам, важен этот навык?

– Потому что они архитекторы, ну, или хотят ими стать. Карандаш для архитектора – это продолжение руки. Или начало. Как вам больше нравится. Без умения и навыка изложить свои мысли и идеи на бумаге, причем именно с карандашом в руках, а не за компьютером, толкового архитектора не получится.

Верен ли тезис о том, что в современном обществе наблюдается падение значимости архитектуры? Так ли это?

– Ну, это падение началось не вчера и не сегодня, а ровно 66 лет назад, когда ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». И это был приговор архитектуре, которую в одно мгновение превратили в инструмент по обеспечению типового индустриального строительства проектной документацией.

Столько лет прошло, но архитектурное творчество по-прежнему подчинено нуждам массового строительства, которое не имеет ничего общего с созданием уникальных архитектурных произведений. И ничего не изменится, пока наконец не будет принят закон «Об архитектурной деятельности в РФ», который позволит укрепить статус архитектурной профессии в современном обществе и повысит значимость архитектуры как величайшего искусства.

На ваш взгляд, влияет ли на сознание школьника, в каком доме он живет и какой у него вид из окна?

– И не только на сознание школьника, но и на сознание его родителей, бабушек и дедушек. И даже на сознание домашних животных. Если у собаки рядом с домом нет места для прогулки, где можно побегать и полаять, она будет жить мало, несчастливо и в болезнях. Ответ на ваш вопрос очевиден.

Могу вспомнить, как несколько лет назад побывал в городе Коркино, где родился и жил с родителями до шести лет. Я приехал туда, и мне показалось, что с тех пор ничего не изменилось: старенькие скособоченные дома, разбитые дороги. И вот именно там пронзила мысль – мы говорим о духовности, о воспитании, о том, как с детского возраста должна развиваться личность… А как ей развиваться в местах, где нет элементарных условий для нормальной жизни?

Даже модное сейчас слово «комфорт» в некоторых российских поселениях пишется только в кавычках и служит синонимом разрухи. Вот поэтому Союз архитекторов России придумал и уже несколько лет проводит Международную выставку Build School и конкурс на лучший архитектурный проект дошкольных и школьных зданий и комплексов. Потому что на сознание школьника влияет не только вид из окна квартиры, в которой живет его семья, но и вид школьного здания, интерьеры классов и рекреаций, где он проводит существенную часть своей жизни в течение 10–11 лет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
4424
Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Милена Фаустова

Ближневосточная война разлучила паломников со Святой землей

0
6742
Новые власти Сирии не спешат ссориться с Россией

Новые власти Сирии не спешат ссориться с Россией

Геннадий Петров

Победители Асада хотят продемонстрировать, что они – антииранская, а не антироссийская сила

0
3133
Эльмир Низамов: "Для меня самое главное в сочинении, чтобы музыка трогала сердца и души людей"

Эльмир Низамов: "Для меня самое главное в сочинении, чтобы музыка трогала сердца и души людей"

Марина Гайкович

Композитор стал победителем международного конкурса "Prima Domra"

0
4987

Другие новости