0
7524
Газета Образование Печатная версия

29.09.2021 20:15:00

В каждом учебном предмете треть информации избыточна

В России на одного педагога приходится 12 учеников, что ниже, чем в среднем в странах ОЭСР

Тэги: образование, доклад, учителя, ученики, соотношение, образовательные программы


образование, доклад, учителя, ученики, соотношение, образовательные программы Направить в «мирное русло» бурлящую энергию школьников – задача нетривиальная. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

По данным доклада об образовании, подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в России для начальной школы соотношение ученики/учитель составляет 23,5:1 (на 2019 год). То есть на одного педагога приходится в среднем 23,5 ученика. Россия в этом вопросе находится наравне с Бразилией, Мексикой и Индией. При этом у нас в системе неполного среднего образования соотношение снижается почти вдвое.

Так, в РФ на одного учителя приходится в среднем 12,1 школьника – это чуть ниже среднего показателя по всем странам ОЭСР (13,1). В данном подсчете во внимание берутся все учителя-предметники. Внизу «шкалы» при соотношении 10:1 находятся такие страны, как Австрия, Бельгия, Финляндия, Греция, Латвия и Португалия. Вверху (соотношение больше 25:1) – Колумбия и Мексика.

В старших классах средней школы соотношение составляет в среднем 13:1. Как подчеркивается в докладе, такая разница между начальной и неполной средней школами объясняется несколькими факторами. С переходом в среднюю школу у школьника появляется больше учебных часов и педагогов по разным предметам, а у учителей в средней школе количество часов, как правило, сокращается.

В 2021 году в первые классы российских школ пошло на 90 тыс. больше детей, чем в прошлом. Это свидетельствует о стойкой тенденции к увеличению рождаемости, считает вице-премьер правительства Татьяна Голикова. То есть оптимистическая картина соотношения ученики/учитель в старшей школе может скоро нарушиться.

По данным за 2019 год, средний размер класса в российской начальной школе составляет 20,4 ученика – это чуть ниже среднего по странам ОЭСР, где показатель равен 21,1. При этом почти во всех государствах ОЭСР и партнерах этот показатель ниже 28. Исключение – Чили (31). В неполной средней школе в России в классах в среднем по 19 учеников – общий показатель по ОЭСР чуть выше, 23. Россия по этому показателю стоит в ряду таких стран, как Эстония, Финляндия, Латвия, Литва и Польша. Больше 30 учеников в школах Коста-Рики и Японии. При этом в некоторых странах число учеников в средней школе по сравнению с начальной растет, например в Коста-Рике.

Количество учеников в классе влияет на уровень знаний. Удерживать внимание 15-ти человек трудно. А если детей в два раза больше – тем более. Причем современные дети – это не дети прошлого века, когда учитель и линейкой мог шалопая ударить. Нынешние школьники знают свои права. Самый типичный пример, когда учитель (чаще всего не выдерживают мужчины-учителя) вытаскивает нарушителя дисциплины из-за парты и выталкивает за дверь класса, а все остальные ученики снимают происходящее на смартфоны. Это в кругу детей называется «пранк учителя».

Кстати, глава Совета по правам человека Валерий Фадеев недавно заявил: «Я считаю, что надо радикально менять дух образования, образовательные программы. Взять лучшее из античности, Средних веков, Нового времени, добавить религиозную составляющую. Брать пример с того же Вильгельма фон Гумбольдта – реформатора немецкого образования».

Красиво, но, надеемся, нереализуемо. Вот что заявила классный руководитель одной из столичных школ в беседе с обозревателем «НГ»: «Кто давно не был в школах на уроках, представьте себе, что в большинстве из них на уроках сегодня стоит постоянный и равномерный гул. Мертвой тишины фактически нет. Понятие о дисциплине еще сохранилось где-то в глубинке, для школ мегаполисов оно практически отсутствует!»

И об этой проблеме сегодня практически уже не говорят. «Мы все время «входим в положение детей», – замечает собеседница «НГ». Многие считают, что удержать внимание учеников можно, если менять каждые 10 минут вид деятельности. Или еще одно утверждение: чем интересней рассказывает учитель, тем лучше ему удается удержать внимание школьников. Увы, ни то, ни другое не срабатывает, замечает учительница. Первое – потому что каждый новый вид деятельности на уроке включает в себя момент перестройки: дети быстро переключаться не умеют. А что касается «интересного учителя», некоторым детям вообще учиться не хочется. Даже не некоторым, а очень многим.

Но учителя в школе сегодня тоже разные. Еще недавно один из учителей-блогеров, омский историк Леонид Гордя работал в школе. Он из тех, кто предпочитает быть для школьников интересным. После успеха в интернет-пространстве и рождения еще одного члена семьи Леонид ушел из школы. Работать там ему стало невыгодно. Его видение современного школьного образования: в каждом предмете можно выкинуть процентов 30 информации, потому что в жизни она больше не пригодится. Надо больше простоты, не нужно пичкать детей сверхнаучной информацией, считает экс-учитель. Например, с восьмого класса изучается теория государства и права, которая преподается на юрфаках в университетах. Еще блогер корит образовательные стандарты и ЕГЭ. Они мешают учителю. А учителю нужно больше свободы. Тогда, может быть, и в классе будет больше дисциплины. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1299
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1068
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
6324
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
16639

Другие новости