Направить в «мирное русло» бурлящую энергию школьников – задача нетривиальная. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
По данным доклада об образовании, подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в России для начальной школы соотношение ученики/учитель составляет 23,5:1 (на 2019 год). То есть на одного педагога приходится в среднем 23,5 ученика. Россия в этом вопросе находится наравне с Бразилией, Мексикой и Индией. При этом у нас в системе неполного среднего образования соотношение снижается почти вдвое.
Так, в РФ на одного учителя приходится в среднем 12,1 школьника – это чуть ниже среднего показателя по всем странам ОЭСР (13,1). В данном подсчете во внимание берутся все учителя-предметники. Внизу «шкалы» при соотношении 10:1 находятся такие страны, как Австрия, Бельгия, Финляндия, Греция, Латвия и Португалия. Вверху (соотношение больше 25:1) – Колумбия и Мексика.
В старших классах средней школы соотношение составляет в среднем 13:1. Как подчеркивается в докладе, такая разница между начальной и неполной средней школами объясняется несколькими факторами. С переходом в среднюю школу у школьника появляется больше учебных часов и педагогов по разным предметам, а у учителей в средней школе количество часов, как правило, сокращается.
В 2021 году в первые классы российских школ пошло на 90 тыс. больше детей, чем в прошлом. Это свидетельствует о стойкой тенденции к увеличению рождаемости, считает вице-премьер правительства Татьяна Голикова. То есть оптимистическая картина соотношения ученики/учитель в старшей школе может скоро нарушиться.
По данным за 2019 год, средний размер класса в российской начальной школе составляет 20,4 ученика – это чуть ниже среднего по странам ОЭСР, где показатель равен 21,1. При этом почти во всех государствах ОЭСР и партнерах этот показатель ниже 28. Исключение – Чили (31). В неполной средней школе в России в классах в среднем по 19 учеников – общий показатель по ОЭСР чуть выше, 23. Россия по этому показателю стоит в ряду таких стран, как Эстония, Финляндия, Латвия, Литва и Польша. Больше 30 учеников в школах Коста-Рики и Японии. При этом в некоторых странах число учеников в средней школе по сравнению с начальной растет, например в Коста-Рике.
Количество учеников в классе влияет на уровень знаний. Удерживать внимание 15-ти человек трудно. А если детей в два раза больше – тем более. Причем современные дети – это не дети прошлого века, когда учитель и линейкой мог шалопая ударить. Нынешние школьники знают свои права. Самый типичный пример, когда учитель (чаще всего не выдерживают мужчины-учителя) вытаскивает нарушителя дисциплины из-за парты и выталкивает за дверь класса, а все остальные ученики снимают происходящее на смартфоны. Это в кругу детей называется «пранк учителя».
Кстати, глава Совета по правам человека Валерий Фадеев недавно заявил: «Я считаю, что надо радикально менять дух образования, образовательные программы. Взять лучшее из античности, Средних веков, Нового времени, добавить религиозную составляющую. Брать пример с того же Вильгельма фон Гумбольдта – реформатора немецкого образования».
Красиво, но, надеемся, нереализуемо. Вот что заявила классный руководитель одной из столичных школ в беседе с обозревателем «НГ»: «Кто давно не был в школах на уроках, представьте себе, что в большинстве из них на уроках сегодня стоит постоянный и равномерный гул. Мертвой тишины фактически нет. Понятие о дисциплине еще сохранилось где-то в глубинке, для школ мегаполисов оно практически отсутствует!»
И об этой проблеме сегодня практически уже не говорят. «Мы все время «входим в положение детей», – замечает собеседница «НГ». Многие считают, что удержать внимание учеников можно, если менять каждые 10 минут вид деятельности. Или еще одно утверждение: чем интересней рассказывает учитель, тем лучше ему удается удержать внимание школьников. Увы, ни то, ни другое не срабатывает, замечает учительница. Первое – потому что каждый новый вид деятельности на уроке включает в себя момент перестройки: дети быстро переключаться не умеют. А что касается «интересного учителя», некоторым детям вообще учиться не хочется. Даже не некоторым, а очень многим.
Но учителя в школе сегодня тоже разные. Еще недавно один из учителей-блогеров, омский историк Леонид Гордя работал в школе. Он из тех, кто предпочитает быть для школьников интересным. После успеха в интернет-пространстве и рождения еще одного члена семьи Леонид ушел из школы. Работать там ему стало невыгодно. Его видение современного школьного образования: в каждом предмете можно выкинуть процентов 30 информации, потому что в жизни она больше не пригодится. Надо больше простоты, не нужно пичкать детей сверхнаучной информацией, считает экс-учитель. Например, с восьмого класса изучается теория государства и права, которая преподается на юрфаках в университетах. Еще блогер корит образовательные стандарты и ЕГЭ. Они мешают учителю. А учителю нужно больше свободы. Тогда, может быть, и в классе будет больше дисциплины.
комментарии(0)