Валерий Фальков считает, что наиболее уязвимые в психологическом плане – первокурсники и иностранные студенты. Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru
Представители ведущих мировых исследовательских центров в сфере высшего образования создали Международную обсерваторию трансформаций высшего образования. Координационный офис новой научно-образовательной организации будет работать в Институте образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Анонсировали это событие на круглом столе «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения».
Миссия обсерватории – предоставить экспертам и ученым в сфере высшего образования пространство для сотрудничества, позволяющее анализировать преобразования высшего образования, особенно в свете изменений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, но не ограничиваясь только ей. Обсерватория займется фиксированием новых феноменов, их осмыслением и глубоким изучением в разных культурных и экономических контекстах. Восемь организаций-основателей приняли решение создать координационный офис обсерватории в Москве.
В настоящее время ведутся переговоры с ЮНЕСКО и ОЭСР, а также с исследовательскими центрами в Японии, Австралии, Латинской Америке о присоединении к обсерватории в качестве соучредителей. В ближайший год к обсерватории смогут присоединиться не только центры или группы, но и отдельные ученые из разных стран. Цель – создать и проводить мониторинг в режиме реального времени всеобъемлющей картины изменений (краткосрочных и долгосрочных), усилившихся в 2020 году в системе высшего образования.
Пока представлены шесть ключевых направлений изменений. Это интернационализация высшего образования, управление университетами, финансирование, студенческий опыт, цифровизация образования и в целом динамика систем.
Что же касается самого круглого стола, на котором была анонсирована обсерватория, то центральное место там занял доклад – результаты опросов 36 тыс. студентов, в том числе иностранных, 24 тыс. преподавателей и 800 родителей. Причем данные доклада позволили авторам анализировать ситуацию в динамике. «Не сама пандемия снизила или повысила качество образования. Она, как рентген, высветила все проблемы в высшей школе, – заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на круглом столе «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения», прошедшем в агентстве РИА Новости. – Сильные стали сильнее, а слабые слабее».
Основной вывод исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», подготовленного исследовательскими группами 13 российских университетов, вкратце таков: полный перевод в онлайн-режим ведет к снижению качества образования. И вузы не намерены полностью виртуализировать свою деятельность. На дистанционный формат невозможно перевести все вузовские дисциплины без потери их качества.
По результатам опроса, проведенного сразу после пандемии, 50% респондентов отметили, что эффективность образовательного процесса упала. Успешность при переходе на дистант зависит от уровня цифровой инфраструктуры университета. Выяснилось, что более 6% студентов вообще не смогут завершить обучение в силу специфики программ и высокой доли лабораторных работ. Разница в готовности инфраструктуры к переходу на онлайн-программы усугубила дифференциацию университетов. Иногда различие наблюдается даже на уровне подразделений одного и того же вуза. Наиболее привлекательной студенты назвали форму гибридного обучения (смешанные форматы онлайн-офлайн).
Валерий Фальков так прокомментировал эту ситуацию: «Сегодня становится уже нормальным отношение к смешанному обучению студентов. За полтора года пришло не привыкание, а осознание того, что разумное сочетание очного формата с удаленными форматами работы не сказывается на качестве образования, или, по-другому сказать, это позволяет держать соответствующий уровень образования».
Доклад проанализировали и ректоры. По их наблюдениям, пандемия позволила студентам развить так называемые soft skills (универсальный комплекс умений общего характера безотносительно к конкретной профессии или сфере деятельности). Сформировалось целое сообщество студентов, которые уже во время обучения получают практические навыки и помогают людям. Так, к студентам-архитекторам приходят запросы от горожан о проектах по улучшению придомовых территорий. «Ребята получили возможность развивать свои soft skills, будучи студентами в университете, через механизм обратной связи и взаимодействия. Развитие компетенций soft skills, которые по ряду международных исследований составляют до 85% успешности в XXI веке, – очень важное направление», – заявил на обсуждении темы ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Важным фактором качества образования сегодня становится психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов – еще один вывод из доклада. «Наиболее уязвимы здесь первокурсники и иностранцы, – прокомментировал этот тезис глава Минобрнауки. – И сейчас, и на будущее психологическая поддержка студентов должна быть выведена на совсем другой уровень. Ведь если студент разбалансирован, у него нет навыков самостоятельной работы, множится стресс, то ни о каком высоком результате обучения говорить не приходится».
Кстати, ситуацию усугубляет нагрузка студентов. Более 40% студентов отметили существенное ее увеличение во время пандемии. Перегрузка связана прежде всего с проблемами самоорганизации студентов. Первокурсники только что пришли из школы, зачастую лишены психоэмоциальной поддержки со стороны семьи и семейной опеки и в вузе сразу попадают в изоляцию в условиях пандемии. Конечно, эта ситуация не лучшим образом повлияла на процесс адаптации первокурсников.
Но и ситуация со студентами старших курсов тоже непростая, рассказал «НГ» ректор РОСНОУ, глава Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов. «Пандемия подорвала материальное положение семьи, – отмечает ректор РОСНОУ. – Многие студенты лишились возможности подработки. И хорошо, если их поддерживали семьи. Без этого им пришлось бы очень напряженно».
комментарии(0)