0
10484
Газета Образование Печатная версия

15.09.2021 18:52:00

Полностью перешедший в онлайн вуз становится неполноценным

Пандемия вынудила специалистов в образовании объединиться, чтобы отвечать на вызовы времени

Тэги: высшее образование, дистант, дистанционное обучение, коронавирус, пандемия, covid19, здравоохранение, здоровье, самоизоляция, карантин

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

высшее образование, дистант, дистанционное обучение, коронавирус, пандемия, covid-19, здравоохранение, здоровье, самоизоляция, карантин Валерий Фальков считает, что наиболее уязвимые в психологическом плане – первокурсники и иностранные студенты. Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru

Представители ведущих мировых исследовательских центров в сфере высшего образования создали Международную обсерваторию трансформаций высшего образования. Координационный офис новой научно-образовательной организации будет работать в Институте образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Анонсировали это событие на круглом столе «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения».

Миссия обсерватории – предоставить экспертам и ученым в сфере высшего образования пространство для сотрудничества, позволяющее анализировать преобразования высшего образования, особенно в свете изменений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, но не ограничиваясь только ей. Обсерватория займется фиксированием новых феноменов, их осмыслением и глубоким изучением в разных культурных и экономических контекстах. Восемь организаций-основателей приняли решение создать координационный офис обсерватории в Москве.

В настоящее время ведутся переговоры с ЮНЕСКО и ОЭСР, а также с исследовательскими центрами в Японии, Австралии, Латинской Америке о присоединении к обсерватории в качестве соучредителей. В ближайший год к обсерватории смогут присоединиться не только центры или группы, но и отдельные ученые из разных стран. Цель – создать и проводить мониторинг в режиме реального времени всеобъемлющей картины изменений (краткосрочных и долгосрочных), усилившихся в 2020 году в системе высшего образования.

Пока представлены шесть ключевых направлений изменений. Это интернационализация высшего образования, управление университетами, финансирование, студенческий опыт, цифровизация образования и в целом динамика систем.

Что же касается самого круглого стола, на котором была анонсирована обсерватория, то центральное место там занял доклад – результаты опросов 36 тыс. студентов, в том числе иностранных, 24 тыс. преподавателей и 800 родителей. Причем данные доклада позволили авторам анализировать ситуацию в динамике. «Не сама пандемия снизила или повысила качество образования. Она, как рентген, высветила все проблемы в высшей школе, – заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на круглом столе «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения», прошедшем в агентстве РИА Новости. – Сильные стали сильнее, а слабые слабее».

Основной вывод исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», подготовленного исследовательскими группами 13 российских университетов, вкратце таков: полный перевод в онлайн-режим ведет к снижению качества образования. И вузы не намерены полностью виртуализировать свою деятельность. На дистанционный формат невозможно перевести все вузовские дисциплины без потери их качества.

По результатам опроса, проведенного сразу после пандемии, 50% респондентов отметили, что эффективность образовательного процесса упала. Успешность при переходе на дистант зависит от уровня цифровой инфраструктуры университета. Выяснилось, что более 6% студентов вообще не смогут завершить обучение в силу специфики программ и высокой доли лабораторных работ. Разница в готовности инфраструктуры к переходу на онлайн-программы усугубила дифференциацию университетов. Иногда различие наблюдается даже на уровне подразделений одного и того же вуза. Наиболее привлекательной студенты назвали форму гибридного обучения (смешанные форматы онлайн-офлайн).

Валерий Фальков так прокомментировал эту ситуацию: «Сегодня становится уже нормальным отношение к смешанному обучению студентов. За полтора года пришло не привыкание, а осознание того, что разумное сочетание очного формата с удаленными форматами работы не сказывается на качестве образования, или, по-другому сказать, это позволяет держать соответствующий уровень образования».

Доклад проанализировали и ректоры. По их наблюдениям, пандемия позволила студентам развить так называемые soft skills (универсальный комплекс умений общего характера безотносительно к конкретной профессии или сфере деятельности). Сформировалось целое сообщество студентов, которые уже во время обучения получают практические навыки и помогают людям. Так, к студентам-архитекторам приходят запросы от горожан о проектах по улучшению придомовых территорий. «Ребята получили возможность развивать свои soft skills, будучи студентами в университете, через механизм обратной связи и взаимодействия. Развитие компетенций soft skills, которые по ряду международных исследований составляют до 85% успешности в XXI веке, – очень важное направление», – заявил на обсуждении темы ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Важным фактором качества образования сегодня становится психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов – еще один вывод из доклада. «Наиболее уязвимы здесь первокурсники и иностранцы, – прокомментировал этот тезис глава Минобрнауки. – И сейчас, и на будущее психологическая поддержка студентов должна быть выведена на совсем другой уровень. Ведь если студент разбалансирован, у него нет навыков самостоятельной работы, множится стресс, то ни о каком высоком результате обучения говорить не приходится».

Кстати, ситуацию усугубляет нагрузка студентов. Более 40% студентов отметили существенное ее увеличение во время пандемии. Перегрузка связана прежде всего с проблемами самоорганизации студентов. Первокурсники только что пришли из школы, зачастую лишены психоэмоциальной поддержки со стороны семьи и семейной опеки и в вузе сразу попадают в изоляцию в условиях пандемии. Конечно, эта ситуация не лучшим образом повлияла на процесс адаптации первокурсников.

Но и ситуация со студентами старших курсов тоже непростая, рассказал «НГ» ректор РОСНОУ, глава Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов. «Пандемия подорвала материальное положение семьи, – отмечает ректор РОСНОУ. – Многие студенты лишились возможности подработки. И хорошо, если их поддерживали семьи. Без этого им пришлось бы очень напряженно».


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
12046
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10030
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8302
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
8171

Другие новости