Достойная оплата труда учителя напрямую позитивно влияет и на качество образования. Фото агентства «Москва»
Министерство просвещения РФ разработало проект постановления «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования». В данный момент идет обсуждение предложенного проекта. Новшество, уверены его авторы, исправит ситуацию неравенства учительских зарплат. Пилот проекта предполагают запустить сразу в нескольких областях страны.
Рассматриваемая в новом документе система оплаты труда включает в себя должностные оклады на основе квалификационного уровня педагога, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера (все они устанавливаются правительством РФ), а также иные выплаты, включая стимулирующие выплаты субъектов РФ и образовательных организаций.
Напомним, по действующему законодательству, окончательное решение о системах оплаты труда и размерах зарплатных ставок принимают образовательные организации. В итоге это привело к тому, что плата за труд учителей на одинаковых должностях может варьироваться не только от региона к региону, но и в пределах одного субъекта РФ. Новый законопроект призван исправить эту ситуацию.
Итак, в данный момент идет обсуждение предложенного законопроекта. Первый этап (подготовка) охватывает период с ноября 2021-го по апрель 2022 года. Второй этап (внедрение) продлится с мая 2022-го по май 2023-го. И в результате Минпросвещения до 30 мая 2023 года должно подготовить законодательный акт, который утвердит требования к системе оплаты труда педагогов и предложения об объемах и источниках финансирования.
Напомним, что на ту систему оплаты труда педагогов, по которой проводятся расчеты сегодня, отечественное образование перешло 12 лет назад. Фонд оплаты разделили тогда на базовую и стимулирующую. Первая – величина постоянная, вторая – «плавающая». То есть процедура установления окончательной зарплаты непрозрачна, и как раз это обстоятельство раздражает учителей. Основная проблема – соотношение базовой и стимулирующей части и принцип расчета средней зарплаты учителя: по региону или по муниципальному образованию.
В пилотном проекте стремятся к тому, чтобы процедура оплаты учительского труда стала прежде всего понятной самому учителю. Тогда можно будет надеяться на ее реальное повышение. И тогда, может быть, сбудется мечта педагогов о «сближении» региональных и столичных зарплат. В регионах часто приходится слышать такую фразу от тамошних учителей: «А вот у вас в Москве педагоги зарабатывают большие деньги, не то что у нас!»
О зарплатах столичных учителей наслышаны многие. Да и руководители московского образования этого не скрывают. В частности, недавно глава столичного департамента образования и науки Александр Молотков заявил, что в Москве минимальная зарплата учителя при условии полной нагрузки составляет 78 тыс. руб., а средняя зарплата по городу – 117 тыс. руб.
Достойная зарплата столичных учителей – явление по времени длительное. И в первые годы после ее реформирования не говорилось о том, чтобы этот шаг кардинально повлиял на качество столичного образования. Но сегодня ситуация уже иная. По признанию руководства столичного образования, после повышения зарплат в российской столице сюда стали приезжать лучшие учителя из регионов. И на качество образования в Москве это повлияло позитивно.
О том, что повышение ставки учителя влияет на школьное образование в лучшую сторону, есть достаточно много исследований. Одно из последних – опрос сервиса GorodRabot.ru (проводился с 23 по 25 августа 2021 года), который показал отношение населения к этому вопросу. Согласно новым данным, большинство россиян уверены, что зарплата учителя напрямую влияет на знания школьников.
Чуть меньше четверти (22%) полагают, что уровень зарплат учителей не сказывается напрямую на качестве знаний, которые они дают: проблема в самой системе образования. Еще пятая часть (20%) респондентов считают, что качество преподавания зависит исключительно от личности самого педагога, его любви к детям и преданности делу. Также, по мнению 13% респондентов, заработная плата учителя и качество преподавания никак не связаны.
комментарии(0)