Скорее всего число честных стобалльников будет увеличиваться с каждым годом, как и количество бюджетных мест в вузах. Фото агентства «Москва»
Руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева предложила публиковать «карту распределения» выпускников-стобалльников. Она считает, что это позволит снизить необоснованное давление на таких абитуриентов. Руководитель «Сириуса» уверена, что необходимо решить вопрос с концентрацией абитуриентов в нескольких вузах страны: нужно развивать региональные учебные заведения и повышать качество образования в них.
По данным Минобрнауки, число выпускников школ, набирающих на экзаменах 100 баллов, растет. Однако это вызывает сомнения относительно честности результатов. В этом году число выпускников-отличников оказалось больше, чем количество бюджетных мест в университетах, куда они хотели бы поступить. Впрочем, дело не только в количестве стобалльников. В вузах нынешним летом случился хаос из-за одной волны зачисления абитуриентов.
Вторую волну приема в этом году отменили, и в результате пострадали вполне уважаемые и качественные высшие учебные заведения. Беспрецедентная ситуация сложилась, например, в МГУ им. М.В. Ломоносова. Там после завершения первой волны приема на ряд факультетов недобрали студентов и объявили дополнительный набор. Как сказал анонимный собеседник «НГ», преподаватель университета, теперь в МГУ приходят в себя после случившегося. Там привыкли к конкурсному набору, и недобор, например, на престижный мехмат воспринимается очень болезненно.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков считает, что к изменению сложившейся ситуации нужно подходить комплексно. Он также предложил ужесточить требования к олимпиадам и проанализировать некоторые предметы на ЕГЭ, чтобы понять, как по отдельным дисциплинам увеличивается количество стобалльников.
Понять логику появления относительно большого числа стобалльников ЕГЭ в некоторых регионах страны будет достаточно трудно. Наш эксперт доктор медицинских наук Алла Баркан, автор нескольких книг об одаренных детях, считает, что не только в процедуре (или, как любят говорить сейчас, натаскивании) здесь причина.
«Одно дело, когда выпускник получает 100 баллов по всем сдаваемым предметам, не имея общей одаренности и до сдачи экзамена не блещущий особыми знаниями, совершенно другое, если он получает максимальные 100 баллов по предмету или предметам, которые необходимы ему для выбранной профессии, – рассказала «НГ» Алла Баркан. – В этих случаях мотивация помогает осуществить мечту. Такого ученика не надо натаскивать на сдачу экзамена, он лишь будет нуждаться в консультациях педагогов-профессионалов, которых становится все больше и больше, благодаря чему повышается уровень российского образования. Чтобы понять, насколько честно был сдан экзамен, если возникает сомнение, надо просто поговорить независимому педагогу-предметнику с этим стобалльником. Задав несколько вопросов, можно будет понять уровень его подготовки. А так как сегодня большинство выпускников уже знают, какую профессию выберут, то они и более осознанно отнесутся к сдаче ЕГЭ. Так что скорее всего число честных стобалльников будет увеличиваться с каждым годом, как, впрочем, и количество бюджетных мест в вузах».
Как утверждают в Рособрнадзоре, число стобалльников на едином государственном экзамене не подвержено существенным колебаниям от года к году. По данным ведомства, анализ количества участников ЕГЭ, получивших 100 баллов на экзамене за три года, показал, что их число в 2021 году уменьшилось по сравнению с прошлым годом и увеличилось по сравнению с 2019-м. Но в целом цифры сопоставимы. Так, в 2021 году наивысший балл получили 7769 участников ЕГЭ, в 2020 году – 8286, в 2019 году – 6649.
В пресс-службе Рособрнадзора напомнили, что некоторым участникам ЕГЭ удалось получить высший балл сразу по трем или четырем предметам. В 2021 году четырехсотбалльницами стали две выпускницы из Москвы и одна из Ростова-на-Дону, в 2020 году – два выпускника из Костромской области и Москвы, в 2019 году – также два выпускника из Свердловской и Тульской областей. Количество трехсотбалльников в 2019 году составило 30 человек, в 2020-м – 26 человек, в 2021-м – 34 человека. Количество стобалльников по одному предмету намного больше. Например, по русскому их 3500 человек. По профильной математике – 504 выпускника, по географии – 120, по литературе – 120, по химии – 543, по физике – 430, по истории – 366, по обществознанию – 318, по биологии – 62.
Самое большое количество стобалльников – в Москве (210), Московской области – 130, Оренбургской – 88, Пермском крае – 78, Ярославской области – 62, Красноярском крае – 62. По данным Министерства образования и науки Дагестана, в 2021 году на 100 баллов сдали экзамен 49 человек. В Москве в этом году выпускались 64 500 человек. В Дагестане – 14 500. Если сравнивать приведенные выше цифры в пропорциях, то в Дагестане образование очень даже сопоставимо со столичным. Верить этому или нет – пусть разберутся, по выражению Елены Шмелевой, «ответственные должностные лица».
Так что карта, которая бы объективно отражала картину с выпускниками-отличниками, если и нужна, то не очень понятно, что с ней делать. Желание закрепить стобалльников в региональных вузах тоже понятно. Но вот осуществимо ли? Судите сами: глава Башкирии Радий Хабиров издал указ о премии в 150 тыс. руб. для стобалльников, которые останутся учиться у себя на родине, в республике. И пока не нашлось ни одного желающего. И денег не жалко, когда речь заходит о будущих перспективах. Но пока нам остается только верить в лучшее.
комментарии(0)