Девятилетнюю Алису Теплякову в СМИ назвали вундеркиндом из вундеркиндов. Кадр из видеосюжета Первого канала
В чем феномен Алисы Тепляковой – девятилетней студентки МГУ им. М.В. Ломоносова, в чем лукавит отец девочки и о новом виде вундеркиндов обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ говорит с магистром философии Венского университета, доктором медицинских наук, педиатром, автором научных статей и книг для родителей по одаренности детей Аллой БАРКАН.
– Алла Исааковна, хочу спросить вас как автора трудов об одаренности ребенка про наш российский феномен – девятилетнюю студентку Алису Теплякову. Что вы думаете об этом явлении?
– Новости по пандемии теперь сменили новости о появлении в Москве вундеркинда из вундеркиндов, которая в девять лет сумела сдать ЕГЭ. И не просто сдать, но и стать студенткой психологического факультета МГУ, самого престижного вуза страны. Но у меня возникает вопрос – а что потом? И думаю, это не менее важно, чем поступление в университет. Так как, к сожалению, не могу лично встретиться с Алисой и создателем ее неординарности – папой, чтобы понять, в чем вундеркиндство девочки, я решила проанализировать доступные мне в интернете интервью и статьи о ней, а также видео из YouTube. Благо сегодня ими заполонена вся Сеть. И, собирая сведения по крупицам, я узнала достаточно много. Этими выводами могу поделиться с вами.
– У девочки действительно прекрасная память, на которую ссылается ее отец?
– Я поняла, что прекрасной памяти у нее нет. Не исключаю, что ранним успехам девочки способствовала стимуляция эйдетической памяти. Она свойственна дошкольникам и младшим школьникам, напоминает феноменальную, но в отличие от нее – механическая. И по мере взросления ребенка исчезает. Период эйдетизма свойственен каждому ребенку, но не все родители знают о нем. А вот те, кто пытается создать искусственных вундеркиндов, обычно опираются на него. Успехи таких детей мы замечаем, например, на передаче «Лучше всех». Там можно удовлетворить родительские амбиции и показать всему миру, какого уникального ребенка они воспитывают: в пять лет он знает «Евгения Онегина» наизусть. А вот Алиса прославилась не «Евгением Онегиным», а сдачей ЕГЭ. ЕГЭ – это серьезно. Хотя желание поступить в девять лет на факультет психологии МГУ еще более серьезное.
– Ее отец утверждает, что у девочки исключительная память.
– Исключительная – значит, феноменальная. Ребенок в этом случае не просто что-то узнает или читает, но и мгновенно запоминает прочитанное. Здесь же я была очень удивлена, когда в одном интервью на вопрос ведущего про книги, которые она читает, Алиса, забыв посмотреть на папу, честно ответила: «Авторов не смотрю, не запоминаю...» При исключительной памяти такое просто невозможно. Прочитанное запоминается непроизвольно, само по себе.
– Алиса – интеллектуалка?
– Разберу момент из интервью девочки в РБК. На вопрос ведущего Алисе про ее волнение на телестудии вразумительного ответа не было, пока папа не ответил за девочку, что «она не понимает, что происходит». Абитуриентка МГУ не понимает, что понимают дошкольники- участники любого телешоу? Еще Алиса там сказала, что ничего не боится, потому что к своим девяти годам сдала уже около 100 экзаменов для доказательства, что ее можно переводить из класса в класс. Как педиатр, зная, что происходит со школьниками во время экзаменов на уровне разных систем организма, я просто поражена стойкости этого ребенка. Не один, а 100 раз доказывать, что ты можешь и смогла. Героическая девочка! Но… Алиса не в состоянии спокойно сидеть в кресле даже несколько минут. Абитуриентка, как трехлетний или пятилетний ребенок, не может насмотреться на свое новое платье. Оно занимает ее гораздо больше, чем посещение телестудии и ответы на вопросы ведущего. Ее руки то теребят это платье, то учатся щелкать. Ноги постоянно качаются. Разговор папы с ведущим Алиса постоянно перебивает. Когда ведущий задает не папе, а ей конкретный вопрос, она не считает нужным посмотреть на этого человека. Взгляд глаза в глаза Алисе не известен. Она видит только свое платье и папу, который постоянно отвечает за дочь-вундеркинда. Такое впечатление, что девочка до сих пор не вышла из возраста периода любви к родителю противоположного пола. И чтобы угодить папе, готова в столь малом возрасте стать даже психологом, не зная, что это такое.
– Папа выбрал для девочки специальность клинического психолога. Что вы думаете об этом?
– Прекрасно зная, что такое клиническая психология, я на всякий случай заглянула в программу по этой дисциплине в МГУ. Читала и думала, что ждет маленькую девочку Алису – «Страна чудес» или «Зазеркалье». Программа прекрасная, но вряд ли подходит для девятилетних студентов. «Психологические модели бредовых расстройств», «Психологические модели аффективных расстройств», «Психологические модели шизофрении и расстройств шизофренического спектра». Должна ли голова ребенка быть забита проблемами, от которых холодеют сердца даже взрослых людей? Для папы как психолога, а он хочет ходить на занятия с девочкой, это может быть повышением квалификации. А для девочки? Почему бы Алисе не поступить в МГУ на математический или биологический факультет, где она сможет совершенствовать свои знания ЕГЭ?
– Сможет ли она в 14 лет работать по специальности?
– Тут я полностью согласна с папой, что Алиса будет только учиться, накапливать «багаж». Разве может ребенок-подросток, когда происходит существенная перестройка организма, и не только из-за гормонального сдвига, но и из-за значительных изменений нейронных связей мозга (количество синаптических связей между нейронами продолжает снижаться), в период разгара кризиса подросткового возраста, не знающий жизни, давать важные советы больным, чтобы облегчить течение заболевания? А ведь клинические психологи нужны тяжелым больным. Если Алису примут в университет, это будет действительно первым случаем в мире – выпуск клинического психолога-подростка. Может, интересен всем просто этот момент?
– Во всех интервью Евгений Тепляков пытается убедить журналистов, что ничего особенного в образовании Алисы нет. Почему?
– По его словам, успехи Алисы – это норма, которой не дают осуществиться возможности российского образования. Кстати, если слава отцу Алисы не нужна, то почему он постоянно регистрирует успехи своих детей, особенно Алисы, в реестре достижений России? Все знают, что Алиса зарегистрирована как самая юная третьеклассница, самая юная выпускница девятого класса и самая юная девочка, освоившая программу 11-го класса. Теперь она станет самой юной абитуриенткой МГУ. Родители большинства вундеркиндов никогда не скрывают, что мечтали о славе, «созидая» детей «по проектам» своих родительских ожиданий. Тоже не совсем понимаю, почему Евгений вуалирует свои истинные цели.
– Говоря о начале образования с трех-четырех лет, отец ребенка критикует возраст начала учебы в российской школе и ссылается при этом на китайский способ обучения.
– Он ссылается на особенности китайского образования, не учитывая особенности их менталитета и культуры. Но сколько детей не справляются с жесткими требованиями китайских стандартов. Да! Те, кто выдерживает, продвигают свою державу вперед. Однако при всем прогрессе науки лишь несколько человек с китайскими корнями получили Нобелевские премии, причем из этих нескольких почти все китайцы – американцы.
– Еще Евгений Тепляков почти во всех интервью ссылается на любовь девочки к чтению.
– Причем читать, по его словам, надо не просто постоянно, а с удовольствием. И тут же мы узнаем, что малышей в семье учат не просто чтению, а скорочтению. Девятилетняя Алиса уже давно читает 300 слов в минуту, прочитывая книгу за два дня, а за год 150 книг. Но разве можно при скорочтении читать книги с удовольствием? Или здесь удовольствие от того, что книги читаются «галопом по Европам». И куда торопится девочка? Скорочтение – это для взрослых и не для получения радости от прочитанного. А ребенок должен учиться получать наслаждение от чтения книг, фантазировать вместе с героями, представлять их поступки, совершенствоваться в познании своего языка. Но похоже, что Алисе главное – сообщить, что она прочитала, перегнать в чтении саму себя. И она перегнала настолько, что не помнит названия книг, авторов и о чем эти книги. Важно просто наполнить копилку, когда еще не забыты названия.
– И все-таки она гений или нет?
– Конечно, мои выводы могут быть ошибочными, так как я не имела возможности задавать вопросы самой Алисе. Тем не менее у меня не сложилось впечатления, что Алиса вундеркинд из вундеркиндов, как кто-то ее назвал, а тем более гений. Я бы назвала ее пока лишь вундеркиндом по ЕГЭ. Чудо-дети оттого и названы так, потому что в детстве способны на то, что недоступно ровесникам. Они созидают. У них горящие глаза, они переполнены любопытством и фантазиями. А что создала Алиса? Сочинила необыкновенную сказку, прекрасно играет на фортепиано, решает задачи, которые трудно решать взрослым, разбирается в какой-то науке на уровне большого ученого? Пока мы видим, что она научилась перескакивать из класса в класс, сдавая экзамены. Так что давайте с этим определением подождем…
комментарии(0)