Блогер – это не профессия, а зов сердца... а может, и кошелька. Но успевать должен везде. Фото Pexels
Университет прикладных наук Тампере (TAMK) в Финляндии в январе 2022 года начнет образовательную программу для инфлюенсеров (блогеров) и лиц, занимающихся контентом в интернете, сообщили финские СМИ. Это первая программа обучения блогерству в вузе. А как обстоит с блогингом в РФ? Учат ли у нас этому? И где?
Будущие блогеры, отмечают в финском университете, могут рассчитывать на индивидуальную степень бакалавра в области предпринимательства и командного лидерства. По окончании программы студенты получат диплом бакалавра делового администрирования. Кроме самого курса блогинга студентам будут преподавать управление персоналом, маркетинг, бухгалтерский учет и прочие основы ведения бизнеса. Ранее, сообщается в релизе вуза, в Финляндии не существовало подобного учебного курса.
В РФ блогерство не относят к экономическим дисциплинам. И преподают в классических университетах. Причем некоторые вузы отмечают так: дисциплина – «журналистика», профиль – «новые медиа». В общем, за границей – это сплошная экономика, у нас – новая журналистика.
Например, в ВШЭ читается курс блогинга в разделе «пиар и медиакоммуникации». И он включает в себя историю возникновения этого явления, этапы развития блогосферы в России и мире, дает описание площадок для ведения блогов, их различия и возможности. На занятиях рассматривается блогинг как возможность заработка, возможность монетизации творчества, возможность участия в сообществах блогеров. Курс призван сформировать представление о блогинге как явлении современной медиакоммуникации, дать понимание, чем он отличается от СМИ, изучает основные тренды блогосферы, анализирует кейсы, знакомит с типами блог-платформ, выявляет отличия и преимущества их, ну и т.д.
Казанский федеральный университет рассматривает блогинг как журналистику, только профиль дает такой – «новые медиа». Задачи новых медиа выглядят так: разобраться в специфике российской блогосферы и дать анализ этапов ее становления и развития. Будущие студенты анализируют блоги известных российских деятелей на разных платформах (ЖЖ, YouTube, Twitter, соцсети) и их резонансные публикации. По окончании специалист должен уметь «анализировать контент современных блогеров рунета на различных интернет-платформах, в том числе и в социальных сетях; самостоятельно формировать свое информационное поле посредством изучения публикаций российских блогеров; выявлять тенденции в освещении той или иной социальной проблемы в творчестве блогеров рунета; интерпретировать социокультурные эффекты деятельности современной блогосферы рунета».
По завершении курса он должен владеть: «методологическим аппаратом, позволяющим провести оперативный анализ контента творчества современных блогеров; базовыми навыками анализа воздействия средств массовой информации (в том числе блогеров) на сферы жизнедеятельности общества». И владеть «приемами, позволяющими подготовить наиболее эффективно воздействующий на аудиторию материал в любом жанре журналистики и опубликовать его на любой блоговой платформе».
В 2018 году челябинская блогерша Наталья Краснова, прославившаяся своими постами типа «Как класть на тех, кто хотел класть на тебя», на «Прямой линии» с президентом РФ задала вопрос Владимиру Путину: «Мне 38 лет, я состоявшийся человек, кандидат наук. Но занимаюсь блогингом. Когда блогинг станет полноценной профессией?»
В ответ президент страны попытался уточнить, что именно девушка имела в виду: «Вы имеете в виду с точки зрения законодательства? Вопрос финансирования социального обеспечения?» Сегодня на вопрос Красновой можно ответить, что как профессия ее занятие уже давно сложилось. А введение блогинга в программы университетов косвенным образом даже закрепляет это формально. Вот только желательно четко разграничить, к профессиям какого рода следовало бы блогерство отнести.
А то ведь дети по всему миру мечтают о профессии блогера. Профессор Университета прикладных наук Оффенбурга (Германия) Матиас Бартль заявляет, что вообще дети, рожденные после появления YouTube в 2005-м, выросли в окружении контента от популярных видеоблогеров и поэтому всерьез считают блогерство профессией с карьерой. Каждый третий британский ребенок в возрасте от 6 до 17 лет, по результатам опросов, сообщает Bloomberg в 2017 году, хотел работать блогером – это в три раза превышает количество детей, которые хотят стать врачами. (Может, пандемия несколько исправила эту ситуацию?)
А вот родители относятся к блогерству настороженно. Например, при опросах о том, какую профессию видят немцы для своих потомков в будущем, наименьшее одобрение тамошних родителей получили инфлюенсеры (блогеры), которые ведут, как правило, неполитические блоги в социальных сетях и на различных интернет-платформах, причем с большим количеством активных подписчиков и возможностью хорошо заработать на рекламе. И 28% немцев заявили, что были бы довольны, если бы их ребенок зарабатывал на жизнь таким образом. 43% ни в коем случае этого не захотели. Остальные, что называется, воздержались от конкретного ответа.
В России недавно город Урюпинск посетили известные у нас блогеры (с многомиллионными фолловерами в сетях). И местные СМИ опросили родителей на предмет отношения к этим кумирам молодежи. Оказалось, что взрослые недовольны визитом «гуру». «Данные блогеры пропагандируют культ денег, алкоголь, наркотики, разврат, аморальное поведение, идут вразрез с традиционными ценностями и идут против законов природы», – цитируют местные СМИ высказывания жителей.
Так, может, учитывая все это, внести ясность и обозначить блогинг как нечто, близкое к предпринимательству? Как это сделали, например, в Финляндии. И отнести к дисциплинам прикладного характера, без привязки к стандартам СМИ. Тогда и у населения меньше будет претензий и больше ясности насчет того, что это за профессия – блогер. И профессия ли вообще?
комментарии(0)