Семинар в Томском государственном педагогическом университете в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Фото с сайта www.tspu.edu.ru
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил на Всероссийском совещании с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о плане модернизации педагогических вузов.
По его словам, проект масштабный. И в течение двух лет на это будет выделено около 10 млрд руб.
Полная модернизация педвузов, согласно высказываниям главы Минпроса, пройдет с точки зрения не только улучшения условий, но и усовершенствования программ подготовки, повышения квалификации профессорско-педагогического состава. Уже в этом году на программу выделено 5 млрд руб. Будет открыто 5 тыс. профильных педагогических классов в школах, сегодня их уже 600. В следующем учебном году проведут анализ регионов и школ, где открыты педагогические классы. И тогда станет окончательно ясно, есть ли польза от этого нововведения.
Масштабная программа «Учитель будущего поколения России», которую анонсировало Минпросвещения, охватит все регионы страны. В каждом из 33 педагогических вузов будут созданы межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций. Главные задачи функционирования таких центров – реализация междисциплинарных и метапредметных проектов, организация исследовательской работы, формирование функциональной грамотности и т.д.
В рамках нацпроекта «Образование» Минпросвещения создает также систему научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров с разветвленной сетью региональных организаций дополнительного профессионального образования. Это позволит, как надеются чиновники в Минпросе, войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Для более опытных педагогов заработают центры непрерывного повышения профессионального мастерства. Уже в этом году во всех регионах страны должны появиться эти центры. Они будут разрабатывать для педагогов индивидуальные образовательные маршруты. Работа с педагогами будет основана на удобных, мобильных форматах, новых педагогических и образовательных технологиях.
С учетом растущего интереса и популярности среди выпускников школ профессии педагога Минпросвещения РФ пошло на увеличение количества бюджетных мест в подведомственных педагогических вузах. На 2021 год вузам выделено 37,5 тыс. бюджетных мест по педагогическим специальностям и направлениям подготовки. Это на 1,5 тыс. больше, чем в прошлом году. Уже в этом году на базе педвузов будет создано 10 педагогических кванториумов. Студенты смогут овладеть необходимыми для профессии педагога навыками, современными методиками и инструментами, что в целом позволит повысить качество их подготовки, считает Сергей Кравцов. Всего на создание педагогических кванториумов будет направлено 700 млн руб. в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».
Напомним, согласно опросам Общероссийского народного фронта (ОНФ), самой насущной проблемой в регионах является нехватка педагогов-предметников, особенно на селе. По самым оптимистичным прогнозам, при нынешнем положении вещей к 2029 году этот дефицит составит 188,7 тыс. Кстати, доля учителей, которые сообщили ОНФ, что в их школах не хватает педагогов-предметников, в прошлом году составляла 51%. Эта ситуация имеет тенденцию к негативному развитию, и самый опасный момент – дефицит преподавателей математики и русского языка, а также преподавателей начальных классов.
Напомним при этом, что реформы педагогического образования идут постоянно. Предыдущую перестройку системы вызвала масштабная оптимизация вузовской сети. Тогда значительное число педагогических вузов, влившихся в состав университетов, просто исчезло.
Учитывая нынешний рост интереса к среднему образованию, чиновники задумались о более четкой вертикали профподготовки колледж–вуз. Сельские школы смогут заказывать себе кадры «под ключ» – например подготовку многопрофильного учителя по целевому набору. Часть образовательных модулей для такого специалиста можно будет дать на базе вуза, а часть – на базе колледжа с учетом его материальной базы, мастерских и лабораторий. Кроме того, выпускники педагогических колледжей – это еще и будущие студенты университетов, что делает подобное содружество еще сильнее.
комментарии(0)