Уже около 86% российских школ так или иначе включили финансовую грамотность в свои учебные планы. Фото с сайта www.lophari-school.ru
Как сообщает сайт Центробанка РФ, уроки финансовой грамотности будут введены в школах России. Обязательное их преподавание закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования, которые были разработаны при активном участии Банка России. Обучение в первом и пятом классах по новым образовательным стандартам начнется с 1 сентября 2022 года, но по согласованию с родителями программы могут быть изменены уже в 2021 году.
Напомним, что учебно-методические комплекты для педагогов по финансовой грамотности были разработаны еще в 2019 году, и сейчас, по данным ЦБ, 86% российских школ «так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы». Но теперь дан еще и анонс об обязательном введении в будущем таких программ.
Пресс-служба Минпросвещения РФ дополнила сообщение тем, что новый предмет в школьное расписание вводить не будут, а изучать финансовую грамотность ребята станут в рамках уже имеющихся предметов: математики, окружающего мира, обществознания, информатики и др. Подчеркивается, что часовая нагрузка на учеников останется прежней.
У школьников начиная с 1-го класса планируют формировать навыки безопасного поведения в интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Их также будут учить, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. В рятом–девятом классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества.
Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов. А например, на уроках географии будут объясняться такие политэкономические понятия, как «качество жизни человека, семьи» и «финансовое благополучие».
Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы – заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.
Чтобы посмотреть, как это будет выглядеть, процитируем задачу из учебника для пятого класса «Действие с натуральными числами»: «В семье Колосовых четыре дочери-школьницы. Мама планирует купить на распродаже платья своим дочерям…» Дальше в задачке перечисляются акции, которые идут в магазинах одежды. В одном – купившему два платья третье дается в подарок. В другом – купившему одно платье второе продается за полцены. И вопрос школьнику звучит ожидаемо: где выгоднее купить платье?
Школьный преподаватель, попросивший не называть его имени, комментируя эту задачку, рассказал историю о соседской девочке, которая бегает у него во дворе. Девочка считает рубли и копейки с потрясающей быстротой, знает все про акции, где и что выгоднее купить. Все время ходит с кошельком, проводит мелкие финансовые манипуляции с местной детворой. Но вот интерес к обучению в школе потерян начисто. Теперь ее оставили на второй год.
Не будем по одному этому примеру делать масштабные выводы, но… Интерес школьника и его мотивация к обучению, как и Восток, – дело тонкое.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы, – считает первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. – Уже сейчас благодаря совместной работе Минпросвещения, Банка России и Минфина в каждой пятой школе финансовая грамотность – это обязательный урок. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».
Эксперты по-разному оценивают нововведение. Например, Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», считает, что такие предметы не надо запирать в узкие рамки школьной программы. «Сегодня в образовании существует много возможностей, которые раскрывают склонность детей к разным видам деятельности – проектной, игровой, исследовательской, – поясняет он. – Заниматься этим нужно индивидуализировано, с вовлечением детей в увлекательные проекты, и уж точно не пытаться запереть их в школе. Например, можно было бы пригласить детей в банк, если речь идет о финансовой грамотности. На стадион, в мастерскую, в консерваторию. У финансовой деятельности есть образовательный ресурс, сами дети с удовольствием играют в фантики, в монополию. Предложить им вместо такого азарта урок не получится».
По мнению Адамского, Министерство просвещения понимает, что обязательное преподавание той же финансовой грамотности будет иметь одно последствие – отторжение.
Но решение уже принято, и остается ждать результатов его реализации. Судя по всему, попытки «обновить» школьное образование продолжаются. Причем тенденция все та же – провести «обновление» через учебные планы уже существующих уроков либо внедряя в программу совершенно новые предметы. Почему-то именно предметы, но не факультативные занятия, например.
комментарии(0)