Ольга Васильева всегда делает акцент именно на воспитательном элементе в образовании. Фото С.Л. Савин\rusacademedu.ru
Вчера, на Общем собрании Российской академии образования (РАО) новым ее президентом была выбрана экс-министр просвещения РФ, председатель попечительского совета РАО, академик РАО Ольга Васильева. Депутат Государственной думы и член комитета по образованию и науке Михаил Берулава несколькими днями ранее предсказал серьезные изменения в системе образования. По его словам, в ближайшее время в стране начнется масштабная работа по улучшению качества преподавания в школах и колледжах. А отправной точкой станет как раз избрание президента РАО.
Вообще-то выбирать было не из кого: Васильева была единственным зарегистрированным кандидатом на пост президента РАО. Напомним, что с 12 мая по 9 июня 2021 года бюро отделений РАО и инициативными группами членов РАО осуществлялось выдвижение кандидатов в президенты РАО. Инициативная группа членов РАО выдвинула кандидатом в президенты недавно избранную в академики РАО Ольгу Васильеву.
Какие же первоочередные задачи могут стоять перед новым президентом РАО? Тот же Берулава неслучайно, думается, отмечал, что в последнее время были ослаблены такие направления, как актуализация познавательных способностей, развитие самостоятельной работы и мотивации. Депутат заявил, что в настоящее время в образовательной отрасли совершается много ошибок. Также он считает, что нововведения должны находиться внутри системы образования, а не быть оторванными от нее, и выразил надежду на улучшение ситуации. Если учитывать эти реплики «проговорившегося» депутата, то становится очевидным, что с приходом Ольги Васильевой на пост главы РАО грядет масштабная перестройка РАО.
Любопытно, что в предвыборном видео она сделала акцент на свои духовные труды. А ведущий ролика за кадром говорил больше об исторических монографиях ученого Васильевой, чем о ее деятельности на посту министра образования и науки РФ.
Если внимательно проследить за высказываниями действующих министров образования и науки о будущем РАО, то, с одной стороны, есть завышенные ожидания: от РАО ждут чуть ли не «подвигов» АПН (Академии педагогических наук советского образца). «Созданная в 1943 году Академия педагогических наук СССР разработала систему практик, которая позволила советской системе образования стать одной из лучших в мире, – ностальгировал министр просвещения РФ Сергей Кравцов на заседании в РАО. – Очень важно сохранить преемственность в развитии Российской академии образования».
С другой стороны, «системности» в работе в РАО пока не видно. Критика на этот счет звучит со стороны самих же академиков. Они рассчитывают, что будущее руководство «выработает системный взгляд на новый этап развития Российской академии образования». Кстати, не случайно Российскую академию образования уже включили в Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030).
Также от РАО ждут «усиления экспертной оценки». Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков уже определил здесь фронт работ и призвал РАО принять активное участие в оценке последствий пандемии на качество российского образования. Еще среди «точек соприкосновения» РАО и Минобрнауки РФ глава федерального ведомства обозначил «необходимость создания условий для талантливых людей и их вовлечение в развитие страны». «Адаптация, трансформация и совершенствование системы образования на разных уровнях, для того чтобы она максимально отвечала потребностям самореализации талантов», – заявил он на одном из недавних заседаний в РАО.
Но если вспомнить прежнюю деятельность Ольги Васильевой, то первой и важной станет скорее всего тема учебников. Напомним, что еще на посту министра просвещения Ольга Васильева ратовала за сокращение федерального списка учебников. Напомним ее высказывание на этот счет: «На сегодняшний день в федеральном перечне учебников 1367 наименований, в начальной школе – 405, из них 286 – федеральные. Зачем такое количество учебников? Для чего?» Или еще одна цитата: «Базовое образование во всех школах страны должно быть одинаковое. Ребенок должен иметь возможность при перемещении по стране продолжать обучение по единой программе».
Заметим, что сегодня количество учебников коррелируется в публичных высказываниях чиновников Минпроса с качеством образования. Как считает министр Кравцов, обилие различных учебников и учебных программ приводит к снижению качества образования. Сергей Кравцов в беседе с руководителем Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николаем Цискаридзе отмечал: «Я помню 1990-е годы, когда стали говорить о том, что должно учебников быть много, что должно быть много программ, что должны быть чуть ли не в каждой школе свои программы. Конечно, это ведет к тому, что качество образования сразу падает».
По его словам, в свое время Финляндия показывала достаточно высокий результат в образовании, но сегодня результаты стали снижаться. «Потому что стали говорить, что должно быть определенное множество программ, в том числе учебников, то есть, стали разрывать единое образовательное пространство. И сразу это влияет на результаты», – подчеркнул Кравцов.
комментарии(0)