Оказалось, что 90% «уставших» ребят делают домашнюю работу вечером, в среднем это занимает 2 часа 10 минут. Фото агентства «Москва»
Долгожданные школьные каникулы на время отвлекут общество от главной проблемы школы, которая проявила себя в последнюю учебную четверть. Во время спада пандемии дети, вернувшиеся в классы после карантина и дистанционного образования, массово жаловались на усталость. Похоже, данная проблема не разрешится быстро и сама собой.
Согласно опросам Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, школьники из 14 субъектов РФ после карантина массово жаловались на усталость, причем теперь уже от офлайна. Усталость же может быстро перейти в апатию.
До 60% родителей связывают школьное переутомление с наличием домашних заданий. Оказалось, что 90% «уставших» ребят делают домашнюю работу вечером (в среднем это занимает 2 часа 10 минут). Но дело в том, что и до ковида школьники РФ тратили на самоподготовку немало, почти 13 часов в неделю. Хотя в Финляндии, Чехии – около 4 часов, в США и Дании – 6, а в Израиле – не более 25 минут (по 5 минут в день). Выходит, ковид здесь не причина.
Напомним, что еще в допандемический период родительских протестов против перегрузки школьников домашним заданием было немало. И не только в России. В Испании родители возмущались против загрузки школьников заданиями на дом. Во Франции сотни тысяч родителей подписывали петицию за сокращение летних каникул в обмен за упразднение домашних заданий. А в Великобритании волна социальных протестов вынудила Министерство образования перевести самоподготовку малышей в форму проектной деятельности. Образцом послужил опыт начальной школы графства Хартфордшир, где под домашним заданием подразумевались прогулки по сельской местности, настольные игры, влажная уборка комнаты и помощь маме в приготовлении ужина.
Вместе с тем вопрос, почему сегодня школьников загружают домашней работой, не совсем неправомерен. Домашняя работа была у школьников при традиционном обучении всегда. Другое дело, что большая часть детей тратила в прежние годы на это меньше времени. И опять же причина глубже. Сегодня изменилось общество в отношении к вопросу об образовании, изменилось отношение к учебному процессу. Учеба стала личным делом каждого. Ученик (и его родители) сами себе ставят цели в образовании и к ним идут. Поставленные цели меняют отношение к домашнему заданию.
Изменилась сама обстановка вокруг ученика. Если во времена СССР это была насыщенная интеллектуальная среда, в перестроечные времена – тема выживания, сегодня – среда по большей части развлекательная. Получается, что отвлекающиеся на игры школьники все хуже усваивают учебный материал. Учителя видят пути исправления ситуации в том, чтобы еще более разнообразить методику преподавания своего предмета и повлиять тем самым на мотивацию школьников. Но для этого им нужно все больше свободы творчества.
Однако в школе сегодня идет обратный процесс. Учебным заведениям надо выполнять план, который спускается сверху. А директоров школ начальство пытается загнать в общие рамки. Кроме того, директора очень зависимы от учредителей образовательной организации. Страх потерять работу, выбыть из рейтинга, который установил муниципалитет или район, нервирует руководителей школ, заявила директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Наталья Тарасова. Она же говорит, что усталость – в том числе и учащихся (под воздействием цепной реакции, или принципа домино) – может возникать и по этой причине.
Кстати, общая политика Министерства просвещения РФ направлена на то, чтобы ввести «учебники общего образца» для всех школ по каждому предмету. То есть работу школьных учителей хотят еще более упорядочить.
В таком случае как видят исправление ситуации чиновники Минпросвещения? Ответы пока невнятные. Министерство занято более насущными проблемами. Ситуация может сложиться так, что с 1 сентября жизнь школы опять перейдет в онлайн. Обсуждаются вопросы трансформации образования, в частности перспективы зарождающейся цифровой дидактики. Пока же по итогам первых 20 дней работы горячей линии по сбору предложений по улучшению качества образования, запущенной министерством, собрано 1400 предложений.
комментарии(0)