0
5749
Газета Образование Печатная версия

16.06.2021 18:53:00

Студентов педвузов развернут лицом к теории

Новая концепция устранит недостатки академической подготовки будущих школьных учителей

Тэги: педвузы, педагогическое образование, школьные учителя, академическая подготовка, новая концепция


педвузы, педагогическое образование, школьные учителя, академическая подготовка, новая концепция Сегодня в подготовке учителей акцент делается на педагогическую практику. Фото со страницы МПГУ в «ВКонтакте»

Абитуриенты, поступающие в вузы для обучения педагогическим специальностям, имеют хороший уровень подготовки, однако из педвузов значительное число молодых школьных учителей выходят с дефицитом предметных академических знаний. Об этом шла речь на заседании Российского союза ректоров по вопросам развития педагогического образования. О каких «дефицитах» болит голова у руководителей вузов?

«Средний балл ЕГЭ поступивших в 2020/21 учебном году на укрупненную группу специальностей «Образование и педагогические науки» составил 68 в целом по Российской Федерации, – отметил, выступая на заседании, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. – Общий средний балл поступления студентов – 69, и радует, что педагогические специальности уже на эту планку вышли». Этим заявлением он, несомненно, придал ректорам боевой дух. Хотя все понимают, что оглашенный результат достигнут за счет «средней температуры по больнице».

В топ вузов, дошедших до почетной планки, ведущих прием на педагогические специальности, по среднему баллу ЕГЭ вошли: Национальный исследовательский университет ИТМО (средний балл – 89,02), МГУ им. М.В. Ломоносова (86,61), Нижегородский государственный лингвистический университет им. Добролюбова (84,77), Пермский государственный национальный исследовательский университет (82,94), Московский городской педагогический университет (82,81), Московский педагогический госуниверситет (80,29).

Выпускники этих вузов – элита отечественного учительства. Но есть и другие учителя. В течение трех лет Рособрнадзор проводил оценку предметных и методических компетенций учителей школ. Оценку прошли учителя-предметники почти по всем дисциплинам и учителя начальных классов.

В рамках «Концепции поддержки развития педагогического образования», которая была реализована в 2014–2017 годах, специалисты, работали над новыми образовательными программами, предусматривающими в том числе увеличение часов на педагогическую практику. Некоторые вузы ввели педпрактику начиная с первого курса. В рамках модернизации педагогического образования также обновлялись программы обучения с целью усиления так называемого деятельностного подхода и психологической подготовки. Разумеется, большое значение придавали аспектам, связанным с воспитательной работой будущих педагогов.

Министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал еще и педагогические профильные классы. Напомним, в столичных школах, например, уже много лет назад начали действовать медицинские, инженерные, академические, кадетские и другие профильные классы. Идея профильных педагогических классов родилась в недрах конкурса «Учитель года». И озвучил ее ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, который на протяжении многих лет возглавляет жюри этого конкурса. Похоже, сегодня идея о педагогических классах обретает второе дыхание. Если это так, то практическим навыкам будущие педагоги смогут учиться еще со школы. Все бы хорошо, но вопрос в другом.

Серьезные проблемы обнаружены не только в методической, но и в предметной подготовке у достаточно большого числа учителей. По данным того же Музаева, более 40% педагогов «достаточно хорошо подготовлены». Но… примерно половина не дотягивает до базового уровня. Это как раз говорит о недостаточности академических знаний у студентов. Может, им некогда учиться? Мало лет обучения? Или учат студентов не тому, что им действительно нужно и важно?

В прошлом году Рособрнадзором было проведено исследование в 50 регионах на предмет того, как проходит переподготовка учителей на устранение выявленных профессиональных дефицитов. Только 20% субъектов РФ имеют адресные магистерские программы для этого. Так, может, чтобы не переучивать потом выпускников, усилить академическую подготовку студентов? Вернуть специалитет? И найти разумный баланс практики и теории. Практику они уж точно обретут позже, а вот знания – едва ли.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин в ходе Послания Федеральному собранию предложил направить 10 млрд руб. на модернизацию педвузов. После чего министр Сергей Кравцов сообщил, что в педвузах появятся комплексы педагогических «Кванториумов», на которых студенты смогут лучше научиться работать на новом оборудовании. Заметьте, речь опять идет о материальной базе и опять – не о фундаментальных знаниях.

Впрочем, в Минпросвещения уже сформирована программа – пока рабочее название ее «Учитель будущего поколения России». В рамках этой программы планируют провести «полную модернизацию педагогических вузов не только с точки зрения условий, но и с точки зрения программ подготовки, с точки зрения повышения уровня профессорско-преподавательского состава».

Однако напомним, что с 2014 года в соответствии с «Концепцией поддержки развития педагогического образования» началась замена большей части теоретических курсов на практическую работу и финансовое поощрение практической работы студентов в школах. Любопытно будет посмотреть, как это будет учтено в рамках программы «Учитель будущего поколения России». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В России нет перечня исторических народов страны

В России нет перечня исторических народов страны

Екатерина Трифонова

Борьба с трудовыми мигрантами отвлекла чиновников от репатриации соотечественников

0
3314

Другие новости