Магистерский диплом добавляет зарплатную «премию» 5–21% для женщин и 2–11% – для мужчин. Фото PhotoXPress.ru
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» прошла первая конференция «Рынок труда: демографические вызовы и человеческий капитал», организованная Центром междисциплинарных исследований человеческого капитала. Разговор шел о том, как изменились требования к образованию, какова отдача именно от высшего образования, в каких отраслях работники могут рассчитывать на возможность попасть в группы с высокими зарплатами.
Директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон и заместитель директора этого центра Ростислав Капелюшников подготовили для конференции доклад «Сдвиги в структуре рабочих мест, куда они ведут и ведут ли они куда-то». Что ждет структуру рабочих мест в будущем?
Скорее всего в ближайшие десятилетия скорость структурных сдвигов существенно замедлится, считают авторы исследования. Во-первых, российская экономика входит в длительный период низких темпов роста, что практически исключает возможность быстрого повышения доходов населения. Более того, возрастает вероятность их снижения. Во-вторых, по прогнозам, к 2030 году численность экономически активного населения может сократиться на 8–12 млн человек. В-третьих, действие «многих драйверов структурных сдвигов на сегодняшний день исчерпано или близко к исчерпанию».
Главным бенефициаром нулевых годов, напоминают авторы исследования, стали работники младше 30 лет. В последующие годы молодежь выиграла значительно меньше. «Окно возможностей закрылось», – пояснил Владимир Гимпельсон.
Для выпускников школ, только выбирающих свой путь, да и вообще для населения будет полезно также знать, что в последнее время во многих странах мира (РФ – не исключение) набирает обороты новая тенденция, которая зародилась в стартапах Кремниевой долины. Эта тенденция – стремление сократить расходы на персонал. Работодатели теперь все чаще говорят о том, что сотрудникам не стоит рассчитывать на место работы как на нечто постоянное, все должны быть всегда готовы покинуть компанию в любой момент – и не по причине неудовлетворительной работы, а просто потому, что они уже выполнили свою функцию.
На конференции в НИУ ВШЭ выступили также аналитики Сибирского университета потребительской кооперации Сергей Капелюк и Елена Лищук. Изучив данные по заработной плате за 2019 и 2020 годы, они пришли к выводу, что требования к образованию и опыту работы сегодня снизились. И одновременно с этим появился спрос на социальные (коммуникабельность, умение работать в команде) и когнитивные (обучаемость, умение работать с большими объемами информации) навыки. К этому и начинают готовить молодежь уже прямо со школьной скамьи. Помните девиз современной школы: фундаментальные знания не так важны, как умение молодого человека строить коммуникацию…
Старший научный сотрудник Центра трудовых исследований Алексей Ощепков представил на конференции доклад «Отдача от высшего образования в российских регионах». Напомним, под отдачей от образования (или доходностью инвестиций в образование) подразумевается зависимость между количеством лет обучения и заработком. Этот показатель индивидуальной отдачи означает рост заработка за каждый дополнительный год образования, а социальная отдача измеряется как прирост национального дохода за каждый год увеличения средней продолжительности обучения. По мнению ученого, отдача от высшего образования остается высокой и она достаточно устойчива. Величина ее положительно связана с уровнем подушевого валового регионального продукта и, следовательно, уровнем экономического развития территории.
Кстати, исследование экономистов Всемирного банка по 139 странам предполагает, что на индивидуальном уровне отдача от образования составляет в мире в среднем 10%. Причем в странах с низким и средним доходом она выше, чем в странах с высоким доходом.
В России личная отдача от образования резко возросла в 1990-е, достигнув пика в самом начале нулевых, и с тех пор неуклонно снижается. С пиковых 18% этот показатель упал к 2018 году до 8%, что несколько ниже средних для Евросоюза 10% и более чем в два раза ниже среднемировых 15%. Женщины в России получают более высокую отдачу от образования, однако разница с мужчинами в этом показателе постепенно сокращается.
В среднем в РФ дополнительный год обучения дает относительно небольшую – и постоянно снижающуюся – зарплатную «премию» за образование, констатируют эксперты Всемирного банка. За последние 10 лет средняя отдача составила 6,3%, что является одним из самых низких уровней за все время исследований. Низкая отдача от образования может быть и причиной, и следствием низкой производительности труда.
Отдача от высшего образования в России снижается на фоне расширения доступа к нему. Население страны в целом «высокообразованное»: образование не выше среднего имеют только 14% взрослых (25–54 года; данные на 2018 год). Остальные – примерно поровну делятся на получивших профессиональное, или среднее специальное (45%), и высшее (41%) образование. Напомним, что еще четверть века назад доля людей, имеющих среднее специальное образование, была почти в два раза больше людей, окончивших высшее учебное заведение.
Проректор ВШЭ, заведующий лабораторией исследований рынка труда ВШЭ (ЛИРТ) Сергей Рощин и научные сотрудники этой лаборатории Ксения Рожкова и Павел Травкин представили еще один доклад на близкую тему. Речь у них шла об «отдаче на магистерскую степень на российском рынке труда». Выяснилось, что обучение на второй ступени высшего образования (магистратура) дает эффект. В частности, диплом магистра увеличивает вероятность занятости на 3–8% среди мужчин и на 10–16% среди женщин по сравнению с дипломом бакалавра. Магистерский диплом добавляет зарплатную «премию» 5–21% для женщин и 2–11% – для мужчин.
Отдача от магистерской степени, замечают исследователи ВШЭ, значительно колеблется в зависимости от профессии и присутствия на рынке труда во время учебы. В частности, существенный выигрыш в заработке от обучения в магистратуре получают выпускники управленческих и технических специальностей, тогда как обучающиеся по гуманитарным дисциплинам не имеют «премии» и даже получают «штраф» от дополнительных лет учебы. В то же время заработок магистра без опыта работы выше на 4,6%, чем у бакалавра без опыта.
комментарии(0)