Несмотря на все принимаемые меры, подготовка учителей в педвузах остается крайне слабой. Фото PhotoXPress.ru
Выпускникам школ в регионах активно предоставляют целевое обучение по направлениям, связанным с педагогическими специальностями. Существенное условие договора о целевом обучении – обязательство гражданина после окончания вуза отработать в образовательной организации не менее трех лет. Для чиновников это очень важно. Для будущих студентов – шанс найти достойную работу. Но почему-то школьных учителей по-прежнему остро не хватает.
Какие только меры не предпринимаются, чтобы привлечь молодежь в учительство: и целевое обучение, и повышенные стипендии, и компенсация стоимости проезда к месту учебы и обратно, и миллион после выпуска по программе «Земский учитель» (в данной программе примут участие около 4,5 тыс. учителей). В 2020 году единовременные выплаты получили более 1,8 тыс. учителей, в 2021-м получат более 1,3 тыс., в 2022 году – более 1,2 тыс. И все это с одной целью – заполучить, увлечь, удержать.
Параллельно с этим идут нервные споры с апологетами внедрения быстро развивающейся цифровой среды в школы. Трудно понять, чего в них больше – простой ревности или явных опасений по поводу приближающейся «механизации» учительского труда. Сообщалось, например, что проверять работы школьников будет робот. Учителей необходимо избавить от этой лишней нагрузки. Между тем на недавнем совместном заседании представителей Минпросвещения и Минцифры кандидат юридических наук, член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации Анна Швабауэр высказала опасения по поводу «подмены живых учителей цифрой». И предложила «миллиарды, которые идут на электронный контент, вкладывать в реальных педагогов, в том числе и в отдаленных районах».
Ей возразил глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев. «Огромное количество сельских школ не обеспечены учителями. Здесь никакие миллиарды не помогут… Таких денег нет, чтобы привезти учителей в сельские школы, дать им жилье, обеспечить полный комплект квалифицированных учителей в сельских школах – таких возможностей нет», – заявил министр. То есть надо полагать, что там, куда учителей невозможно доставить физически, нужно доставить интернет. При этом все министры как под копирку не устают повторять: опасения в обществе по поводу того, что дистанционное обучение придет в школы вместо учителей, беспочвенны.
Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов рассказывает о том, что министерство довольно много вкладывается в учителей.
Во-первых, учителей надо переподготовить. Учеба педагогов выходит на первый план. По словам министра, в 2020 году более 2,5 тыс. педагогов прошли повышение квалификации на базе образовательного центра «Сириус». В 2021 году планируется обучение, в том числе в форме стажировки, еще тысячи педагогов.
Во-вторых, с учителей надо снять лишние нагрузки. Как уже отмечалось выше, проверять работы детей теперь будут автоматизированные системы с элементами искусственного интеллекта.
В-третьих, учителям облегчат классное руководство. Им уже добавили 5 тыс. руб. за эту нагрузку. И дали в помощь старших «пионервожатых». В каждой школе появятся теперь помощники директора школы по воспитательной работе.
В-четвертых, учителям поможет расширение сферы дополнительного образования. В 2021–2023 годах в рамках национального проекта «Образование» будет создано 680 тыс. новых мест дополнительного образования. Во всех субъектах РФ откроются региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Будут также открыты 145 дополнительных технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций и 190 IT-кубов. К концу 2020 года было создано около 520 тыс. мест в образовательных организациях, уточнил Кравцов.
В-пятых, учителям помогут курсы блогинга. Около 90% школьников, по словам Кравцова, активно пользуются интернетом, социальными сетями, поэтому тема эта очень актуальна. Блогеры, по словам министра, «создают и рассказывают различные истории и вовлекают молодежь». А раз так, блогинг надо активно использовать в своих – образовательных – целях.
И все бы это замечательно, но... Все перечисленное не сыграет значительной роли в решении проблемы обеспечения российских средних школ квалифицированными учителями, если у самого педагога очень слабые знания по предмету, который он преподает. Эксперты не раз отмечали эту проблему. Комментируя по просьбе «НГ» ситуацию, глава Ассоциации учителей химии Людмила Левина подчеркнула, что считает подготовку учителей в педвузах крайне слабой. И это нивелирует все успехи.
Чему может научить малознающий учитель? Едва ли в образовательном центре «Сириус» будут готовить учителей-предметников. Скорее всего там займутся методикой преподавания. Расскажут, как давать предмет интересно. Людмила Левина предлагает активно привлекать для преподавания в школах специалистов без педагогического образования. Проще и эффективнее прочитать им курс педагогики.
комментарии(0)