Одиннадцатиклассники, не планирующие поступать в вузы, уже начали сдавать государственные выпускные экзамены по русскому языку и математике. Фото РИА Новости
В школах страны сейчас самое горячее время: подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). С 31 мая по 17 июля выпускники 11-х классов будут сдавать ЕГЭ. Несмотря на пандемию, все экзамены пройдут очно, но с соблюдением санитарных ограничений. Понятно, что второй год подряд на проведение этого экзамена серьезное влияние оказывает пандемия коронавируса. И не только в смысле выполнения санитарных требований.
Школьники перед сдачей ЕГЭ не обязаны проходить предварительное тестирование на COVID-19 или вакцинироваться, а также не нужно предоставлять об этом справки, сообщили в Рособрнадзоре. «Не требуется: приходить на экзамен в масках и перчатках, если такое требование не установлено в вашем регионе; проходить предварительное тестирование на COVID-19 или вакцинацию и предоставлять об этом справки», – говорится в материалах, которые опубликованы на сайте ведомства. Уточняется, что в ходе экзамена участники могут снять или сменить маску и перчатки.
Впрочем, маски и перчатки обязательны для организаторов и наблюдателей, они должны выдаваться бесплатно. Кроме того, пускать участника в пункт проведения ЕГЭ будут при наличии его в списках распределения в данный пункт, при наличии паспорта и после бесконтактной термометрии на входе. При наличии хронического заболевания, вызывающего повышенную температуру и симптомы, схожие с ОРВИ, требуется предоставить соответствующую справку.
И это, пожалуй, главная новость – единый государственный экзамен выпускники школ будут сдавать очно. Однако, как и в прошлом году, государственный экзамен не для всех обязателен. Его надо будет сдавать только тем, кто планирует поступать в вуз. Тем, кто решил отложить поступление, нужно сдать только два обязательных предмета – русский язык и математику.
Но уже в 2022 году ЕГЭ будет обязательным для всех выпускников 11-го класса. «На следующий год надо будет сдавать обязательно русский язык, математику базового или профильного уровня для того, чтобы получить аттестат», – заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
Чтобы экзамен считался сданным, по каждому предмету надо набрать определенное, минимальное количество баллов. Скажем, для 35 заданий по химии – 36 баллов; для 27 заданий по русскому языку – 24 балла; для 19 заданий по математике требуется набрать минимум 27 баллов.
Все эти детали очень важны. Именно на них в первую очередь обращают сейчас внимание ученики и их родители. Но стратегически важнее, конечно, непрекращающиеся споры по содержанию ЕГЭ как принципиально тестовой системы. По тому влиянию, которое этот экзамен оказывает на систему образования и структуру знаний, которые получают выпускники средних российских школ.
Так, большинство россиян (70%) негативно относятся к единому государственному экзамену и считают, что данную форму аттестации школьников следует отменить. Это данные опроса исследовательского центра портала SuperJob.ru.
Среди сограждан 35–44 лет за отмену ЕГЭ выступают три четверти респондентов (76%). По общему мнению противников ЕГЭ, в процессе подготовки к экзаменационным тестам учеников просто натаскивают только на определенные типы вопросов и решение конкретных видов задач, тогда как навыки убедительной аргументации и последовательного изложения материала не формируются.
Вместе с тем каждый шестой россиянин (16%) положительно относится к системе ЕГЭ. Среди сограждан в возрасте до 24 лет ее одобряют почти треть респондентов (30%) – минимизируются коррупционные риски при поступлении в вузы, создается возможность сравнить качество школьного образования в разных регионах и школах. По данным исследования, каждого шестого россиянина (16%) проблема ЕГЭ абсолютно не интересует.
Опрос был проведен с 14 по 17 мая 2021 года среди 1600 респондентов в возрасте от 18 лет, представляющих экономически активное население России, в 335 населенных пунктах РФ во всех федеральных округах.
Характерно, что эти цифровые индикаторы отношения населения к ЕГЭ остаются примерно на одном уровне уже на протяжении многих лет. Так, например, пять лет назад Интерфакс приводил результаты социологического исследования, которое представил Левада-Центр (признан в РФ иностранным агентом). По данным социологов, в 2016 году системой образования в России был удовлетворен каждый пятый (20% против 26% в 2014 году), а недовольных – в два раза больше (46% против 38%).
По мнению респондентов, ЕГЭ оценивает знания выпускников школы хуже (54%), чем обычные экзамены. Противоположной позиции придерживается каждый десятый (11%). С введением ЕГЭ количество взяток, блата и других злоупотреблений при окончании школы и поступлении в вузы не изменилось по оценке 38% россиян. О том, что злоупотреблений стало больше, сказали в 2016 году 23%, о том, что меньше, – 21%. Затруднились ответить 17%.
Официальную нынешнюю позицию руководителей образования хорошо сформулировал Telegram-канал «Научно-образовательная политика»: «ЕГЭ – это тот самый случай, когда представленная система лучшая из худших. Но она работает и обеспечивает результат. Есть много направлений, над которыми можно и нужно работать – но хуже всего будет очередной цикл «до основанья, а затем». Однако «новый мир» экзаменов школа–вуз вряд ли будет лучше текущего. Это факт».
В общем, «ЕГЭ – это не зло, это просто не до конца доработанный инструмент».
комментарии(0)