Профессиональная деятельность педагогов чревата высокой степенью нервно-эмоционального напряжения. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
О нецензурной лексике школьников, не реагирующих на это учителях, о «странных» исследованиях в области мата с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ беседует доктор медицинских наук, автор 122 научных статей и 27 книг по детской психологии Алла БАРКАН.
– Алла Исааковна, сегодня в медийном пространстве обсуждают вопиющий случай: третьеклассник в российской школе обругал учительницу матом прямо на уроке. Учительница промолчала в ответ. Родители возмущены и… увидели в этом беспомощность педагога. Хотя вряд ли ребенок до конца понимал смысл матерного слова, которое употребил. Хочется понять, а что такое мат в жизни ребенка? И как на мат реагировать?
– Каждый человек реагирует на мат по-разному в зависимости от особенностей воспитания, возрастного периода и личного отношения к употреблению ненормативной лексики. И мат бывает разным. От обыденного до литературного и богемного... И даже дружеский. Но, зная об этом, трудно понять, почему, сыграв роль порядочного человека, артист выражает восторг матом, а писатель считает, что таким приемом наделяет индивидуальностью своего литературного героя.
Мне раньше казалось, что отсутствие мата – признак культурного человека, интеллигента. Оказалось, не совсем так. Британские ученые сделали вывод, что чем выше класс общества, к которому относятся люди, тем реже они употребляют нецензурные слова, но до определенного предела... Если люди относятся к среднему классу, то чем они богаче, тем чаще позволяют себе нецензурную «роскошь» общения.
Несмотря на популярность мата, многие люди не переносят его. Вспоминаю рассказ одной своей знакомой, отец которой был очень высокопоставленным чиновником, получившем квартиру в знаменитом Доме на набережной. Все знали его как интеллигентного и порядочного человека. Однако с членами семьи он постоянно общался матом. Его дочь при первой возможности буквально сбежала из дома, поспешно выйдя замуж. У нее было нечто типа идиосинкразии на брань, и облик знаменитого отца по мере взросления из-за этого меркнул в ее глазах.
Что касается детского мата, привожу данные научных исследований американского психолога Тимати Джея. Дети, оказывается, начинают постигать запрещенные слова уже с года и к двум годам уже знают до восьми слов. По мере взросления эти цифры возрастают, и ребенок может использовать в речи уже до 34 слов. Но тут же возникает вопрос – какой ребенок? Конечно, лишь тот, кто привык к такому общению, начиная с пеленок.
– Родители в соцсетях пишут, что ждали реакции учителя. И не получили ее. В связи с чем они считают, что учителя запуганы. Возможно, так оно и есть. Меня интересует, а к чему все это приведет? Что будет с буллингом в школе? Ваши прогнозы?
– Под буллингом учителей сегодня можно подразумевать буллинг ребенка учителем и учителя ребенком. Но чаще всего начинается с буллинга ребенка учителем. К сожалению, в большинстве случаев это связано с синдромом эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность педагогов чревата высокой степенью нервно-эмоционального напряжения. Эта профессия – профессия альтруистического типа, в основе которой лежит эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию и содействию.
Кроме того, у современных учителей много обязанностей, так называемых бумажных дел, отнимающих много времени в течение рабочего дня. На душевные разговоры с учениками нет лишних минут. Работа не радует, а обязывает – успеть сделать и то, и это. Эмоциогенные факторы вызывают чувство неудовлетворенности и усталости от работы. Педагогам часто свойственны головные боли, нарушение сна, чувство обиды, неуверенность, неспособность принимать самостоятельные правильные решения. Увеличение подобных симптомов со временем приводит не к повышению, а к снижению уровня квалификации учителей.
– В чем же причина буллинга со стороны ученика?
– Это всегда надо понять – почему ребенок, зная, что последствия после его демонстративного поведения по отношению к учителю будут не самые лучшие, делает это. Это недостатки воспитания, какая-то месть, желание произвести впечатление на одноклассников, показывая свою независимость, симптомы заболевания или что-то другое? Необходимо также учесть, что таким способом многие дети просто пытаются прославиться в различных социальных сетях, попросив кого-то из одноклассников снять их поведение на видео.
Но если даже это и «прикол» для размещения в интернете, то безнравственность его пугает. Я призываю взрослых остановиться в употреблении бранных слов хотя бы в присутствии детей. Хотя… как остановиться, когда появляются даже книги, рассказывающие о позитивном влиянии мата на жизнь людей разных стран. Например, есть исследования венгерских нейроэндокринологов Лишшак и Эндреце, которые во второй половине ХХ века пришли к выводу, что бранная речь повышает выработку андрогенов (мужских половых гормонов). А благодаря андрогенам уменьшается степень проявления стресса. Иначе говоря, кортикостероиды – гормоны стресса – нейтрализуются мужскими половыми гормонами.
К сожалению, это открытие стало оправданием для многих мужчин, для которых мат заменил родной язык. Конечно же, дети с удовольствием подражают таким папам, для которых не важно, где они с кем-то беседуют, особенно по мобильнику, находясь дома, в гостях, на улице, в театре. Главное, чтобы стресс не мешал красивой жизни.
Ученые доказали, что за брань отвечают более древние структуры мозга – лимбическая система и подкорковые ядра, возникшие до появления коры больших полушарий. По мере созревания коры мозга, казалось бы, ругательства должны бы были исчезнуть. Однако этого не произошло. Но тем не менее в эпоху технического прогресса, может быть, появится прогресс и в употреблении мата.
– Что при этом делать с незащищенностью учителя?
– Вряд ли подобные провокации на занятиях будут у тех, кто искренне любит детей и может заинтересовать их своим предметом. В основном конфликты с родителями бывают из-за оценок. В то же время не секрет, что у многих педагогов есть любимчики в классе, а также недолюбленные ученики. Вряд ли конфликтные ситуации будут с родителями любимчиков. Но когда конфликт разгорается с родителями недолюбленного ученика, считающими, что педагог занижает ему оценки, прежде всего необходимо задуматься, а не правы ли «защитники» двоечника или троечника, так как оценка сегодня больше субъективная, а не объективная.
Если учитель считает, что не ошибся, не стоит погружаться в конфликтную ситуацию, а вместе с родителями необходимо подумать, как можно помочь этому ученику, вплоть до дополнительных занятий и проверки состояния здоровья ученика. Конечно, не в 100% случаев, но в большинстве из них бывают положительные результаты.
комментарии(0)