На родительских собраниях в школах еще неизвестно, кто кого воспитывает. Фото с сайта www.lop-sch.lmn.su
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступил на президиуме Совета законодателей России при Федеральном собрании. Он сформулировал четыре основных принципа воспитания детей. Общий смысл его выступления – нужно создать некое единое воспитательное пространство: где все игроки (школа, родители и СМИ) воспитывают ребенка одинаково.
«Первое – мы должны формировать следующие ценностные ориентиры: мир, Отечество, семья, природа, культура, труд, знания и здоровье», – заявил министр. «Второе – воспитание должно быть интегрировано в ежедневный образовательный процесс. Если у нас уроки будут по-одному проходить, в семье будет по-другому, а вне учебной деятельности третье, то никакого единого воспитательного процесса и пространства не будет. Третье – формирование моделей поведения на примере позитивных героев. Четвертое – это единое образовательное воспитательное пространство на всех уровнях образования. Здесь не только школа воспитывает, но и СМИ, интернет», – рассказал Сергей Кравцов.
На интернет-форумах уже появились суждения того типа, что Минпросвещения РФ пытается «объять необъятное», руководить всеми и вся. Тогда зачем недавно поднимали вопрос децентрализации школы? И если со школой все ясно, она подчинена Минпросвещения, то как быть с семьей? Неужели будут обучать родителей?! А СМИ – как «втянуть» в единое образовательное пространство по Кравцову? И вообще, что за странный тезис: мол, «семья должна воспитывать так, как ей указывает государство»?
Недавно научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин опубликовал статью о последствиях дистанционного обучения во время пандемии. В статье – довольно любопытные выводы, как раз по этой проблеме. По мнению Фрумина, одним из ключевых акторов в ситуации пандемии стали родители.
Изучение роли семьи в образовании детей – сегодня одно из ключевых направлений деятельности международной обсерватории, которую создали ученые Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» вместе с коллегами из Оксфорда, Пекинского университета, Бостонского университета, Университета Торонто и Миланского политеха. В ходе исследований выяснилось, что в большинстве московских школ средний уровень образования родителей выше, чем уровень образования учителей. Это ситуация, которой еще 40 лет назад не было ни в одной стране, отмечают ученые.
Из этого следует, что семья становится важнейшим государственным ресурсом в сфере образования. В то же время возникает и существенная проблема. Очевидно, что в формате удаленного обучения, когда ребенок самостоятельно взаимодействует с цифровым контентом, значительно возрастает роль домашних условий, роль семьи. Это означает, что дети, родители которых создают более комфортные условия для своих детей, а также более компетентно владеют информационными технологиями, получат дополнительные преимущества. И тогда нас ждут очень серьезные и болезненные открытия, связанные с новыми формами и механизмами неравенства.
«Если мы хотим сохранить и развивать равные возможности для детей, следует оказывать специальную помощь семьям с меньшим социальным и культурным капиталом», – предостерегает Исак Фрумин. По мнению автора, если просто помогать всем семьям, тем самым государство только увеличивает неравенство.
Отсюда, по мнению ученого, вырастает еще одна тема – «децентрализации» власти над школами. С точки зрения неравенства децентрализация может иметь большие риски. Например, в США система школьного образования сверхдецентрализована, финансирование школ очень сильно зависит от муниципальных налогов, что приводит к глубокой дифференциации школ. В то же время российский опыт показал, что в ситуациях, требующих оперативного действия, как это было в период пандемии, самостоятельность, решительность руководителей регионов и школ и их открытость во взаимодействии с локальным сообществом были факторами успеха.
И опять же успех локальных практик вне пандемической ситуации зачастую объясняется креативностью подхода местных руководителей образования. Это не означает, что школам надо давать бесконечную автономию, считает Фрумин. Необходима разумная централизация, которая должна быть ограничена прежде всего требованиями к результатам работы руководителя.
комментарии(0)