Проблема с учебниками истории всегда одна и та же: как подбирать факты, чтобы и не дать однобокую картинку, и не умалить достижений своей страны. Фото сайта historyrussia.org
В Министерстве просвещения РФ нашли учебник истории, который президент РФ Владимир Путин раскритиковал во время Послания Федеральному собранию за отсутствие сведений о Сталинградской битве. Он оказался тем самым, который критиковали несколько лет назад.
Напомним, что, выступая 21 апреля с Посланием Федеральному собранию, президент РФ Владимир Путин заявил о том, что в некоторых школьных учебниках «написано как будто не про нас». В качестве примера глава государства привел пример из учебника, в котором не упоминалась Сталинградская битва. После критики президента Минпросвещения срочно объявило о проверке всех школьных учебников по истории. И нашло книгу, о которой говорил президент.
В учебнике «История России и мира» для 11-го класса под редакцией профессора Олега Волобуева (2013 года издания) действительно крайне слабо отражены события Сталинградской битвы. Но он, по замечанию министра просвещения, в общеобразовательном процессе в школах не используется. По нему преподают в российских колледжах. В Минпросвещения РФ также подчеркнули, что в используемых школами учебниках по истории не удалось обнаружить ошибок и искажений.
До того как нашли пресловутую книжку, член президиума Совета Российского исторического общества, директор Института российской истории РАН Юрий Петров в Telegram-канале «Радиоточка НСН» предположил, что президент мог иметь в виду учебник по всеобщей истории, где основное внимание уделяется истории зарубежных стран.
Профессор отчасти оказался прав. Книга называется: «История России и мира». Напомним, что в том же 2013 году, когда вышло данное учебное пособие, президент Владимир Путин высказался за создание учебников по истории, построенных «в рамках единой логики». Он заявил тогда, что единое образовательное пространство в России «крепче, чем во многих других странах», а также сослался на мнение неких «экспертов», которые считают, что введение базового учебника «вполне возможно и не повредит учебному процессу, качества не испортит». Впрочем, президент предлагал в этом вопросе все же окончательно определиться самому профессиональному сообществу историков.
Вопрос тогда стоял достаточно остро. И вообще до сих пор, как только в российском обществе заходит речь об ограничении количества учебников, начинается острая полемика о свободах учителя, насаждении детям определенной идеологии, о «возврате в СССР» и т.д. И многие эксперты уверены, что основная задача школы – не столько дать ребенку знания, сколько научить ориентироваться в информационных потоках. Кстати, в том же историко-культурном стандарте, про который вспомнил на днях министр просвещения Сергей Кравцов, обещая, что новые учебники, опирающиеся на него, учтут все трения прошлого, речь как раз и идет о том, что учебник выступает в качестве некоего навигатора по историческому знанию.
Что касается автора, Олега Волобуева, то ему не впервые предъявлены претензии вышестоящих структур. В 2018 году учебник под его редакцией – «История России. Начало XX – начало XXI века» тоже был отправлен на дополнительную экспертизу после претензий членов Совета Федерации. Им не понравилось то, как в книге были описаны политический кризис и смена власти в Украине в конце 2013 – начале 2014 года. В 2017 году на тот же учебник обрушился с критикой телеведущий Дмитрий Киселев за описание Сталинградской битвы. Да, да, все с той же критикой этого пункта!
В общем, вопрос все в том же – как подбирать факты, чтобы и не дать однобокую картинку, и не умалить достижений своей страны. Учатся ведь не только на победах, но и на ошибках. Часть историков считают, что желание представить свою страну только в положительном свете ранее было свойственно всем странам, но после Второй мировой войны от этой традиции стали отходить. И в РФ тоже надо бы следовать этой тенденции.
Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский заявил, что власти России уже разработали новый историко-культурный стандарт для школьной литературы и пособий, где есть все, что нужно для знакомства учеников с историей своей страны.
Там, например, наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено «личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий рядовых граждан».
Также стандарт предлагает уделять внимание освещению проблем духовной и культурной жизни России. Присутствует там и этнокультурный компонент: история страны подается через историю регионов. Стандарт призывает к выработке у школьников «сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям». Учебник должен, согласно стандарту, не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т.д.
Здесь почему-то сразу вспоминается резонансная история со школьником из Уренгоя, выступившем в 2017 году с речью в Бундестаге. В частности, школьник рассказал о немецких солдатах, которые не хотели воевать, и призвал отказаться от войн. Потрясенные политики и чиновники потом еще долго размышляли о том, что стало причиной высказывания школьника о «невинно погибших» солдатах вермахта. А само выступление стало поводом для различных проверок – и педагогов, и школы на предмет влияния иностранных НКО.
В общем, история историей, а политес соблюдать приходится.
комментарии(0)