В последние годы спрос на кружки робототехники возрос на 68%. Фото с сайта www.mos.ru
В 72 регионах РФ идет эксперимент по внедрению сертификатов персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования детей (ПФДО). Программа продолжится до 2024 года. По данным Росстата, примерно 67,7% детей посещают различные кружки. И до пандемии, по данным социологов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», почти половина родителей не хотела бы платить за это дополнительное образование. Сегодня таких родителей стало еще больше.
Также, по данным мониторинга образования НИУ ВШЭ, 69% российских семей в той или иной форме (плата за занятия, расходы на костюмы и инвентарь, добровольные взносы) платят за дополнительное образование детей вне школы и 29% – в школе. В этом случае программа финансирования кружков могла бы реально помочь и облегчить финансовую нагрузку на семейные бюджеты.
По данным проекта Mail.ru «Дети», на кружки и секции для своих чад родители тратят внушительную часть семейного бюджета. Так, 14% опрошенных отдают детей в бесплатные учреждения допобразования или тратят на развитие ребенка до 2 тыс. руб. 23% респондентов выкладывают из семейного бюджета на эти цели 10 тыс. руб. в месяц. Самая внушительная группа опрошенных тратит на внешкольное образование от 2 до 5 тыс. руб. При этом 17% участников опроса готовы выложить за детские секции свыше 10 тыс. руб.
Даже если довериться официальной статистике и допустить, что средняя зарплата по России составляет около 37 тыс. руб., затраты на образование остаются весьма крупной частью формирования семейного бюджета. В этой ситуации программа финансирования кружков могла бы стать им в помощь.
По программе ПФДО государство зачисляет деньги не напрямую кружкам и секциям, а каждому ребенку на специальный сертификат, которым родители смогут оплатить занятия. Авторы проекта рассчитывают, что бесплатный кружок получит государственные деньги за тех детей, которые ходят туда по факту, а не за тех, кого руководство школьного заведения (или учреждения дополнительного образования) планировало привлечь, но не смогло. Тем самым, считают они, государство смогло бы сэкономить деньги, а педагоги стать более заинтересованными материально. Если организаторы кружка захотят больше денег, им придется изменить программу, чтобы туда записалось больше детей.
Собеседница «НГ» из Москвы Наталья Астафьева водит ребенка на бесплатную гимнастику. А хотела бы на балет и английский язык. Но бесплатных кружков такого профиля она не нашла. Когда услышала про сертификат, кинулась искать про него информацию в интернете, но оказалось, что ее район в программе не участвует.
У каждого региона-участника есть сайт-навигатор по программе. Помимо этого в каждом регионе может быть свой список направлений, которые оплачивают сертификатами. Например, в Подмосковье это техническое, художественное, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, естественно-научное, культурологическое и социально-педагогическое направления. Сюда же относятся кружки по основам программирования, развитию речи, спортивному туризму, занимательной экологии, интеллектуальным играм и др.
Согласно данным картографического сервиса «2ГИС», в последние годы возрос интерес к детским музыкальным школам. Немного реже родители интересовались художественными школами. Внушительную динамику показали курсы робототехники, где отмечен рост на 68%. Спортивные секции с приростом 38% заняли четвертое место, пятое осталось за театральными курсами – рост интереса на 25%. Таков спрос родителей.
Что касается платных кружков, то они могут стать бесплатными (то есть начать принимать деньги по сертификату ПФДО), если пройдут государственную проверку. После этого их включают в реестр образовательных программ с сертификатом ПФДО. С одной стороны, это вроде бы кружкам интересно. С другой стороны, а зачем? Если они и без того пользуются спросом. Конкурентов-то у них нет. Или… пока нет.
Предпринимательница Ирина З. организовала кружки английского языка уже давно. И несколько лет арендует особняк в центре столицы. Ведут занятия носители языка. Она честно сказала в беседе с «НГ», что пока даже не хочет «соваться в такую программу». Проверками замучают, кучу документов оформлять надо. Ей всем этим заниматься некогда. У нее и так все хорошо. Даже в пандемию количество ее учеников не сократилось, еще и дополнительные онлайн-курсы пришлось открыть. Ирина уверена, что сертификаты будут наполнены небольшими деньгами.
Особенность сертификата в том, что его нельзя обналичить. Если ребенок не будет заниматься ни в одном кружке или пойдет только в платные, деньги вернут в государственный бюджет. Сертификат оформляют один раз, и он действует, пока ребенку не исполнится 18 лет.
Госденьги требуют отчетности и… внимательности. Вспомним, как недавно 33-летняя женщина из Челябинска получила бюджетную субсидию по программе «Земский учитель» по фиктивному диплому об образовании. Поэтому вместе с экспериментом отрабатываются и механизмы защиты программы ПФДО. Например, как это делалось до пандемии в Астраханской области. Там для удобства родителей и детей создана единая информационная автоматизированная система персонифицированного учета. Преподаватель через свой личный кабинет должен поставить метку о посещении. После того как родители подтверждают, что их ребенок действительно был на занятии (на подтверждение полагается еще три дня), со счета, связанного с сертификатом, списывается оплата за занятие.
Но такая система контроля может быть невыгодной для преподавателя, если его зарплата будет зависеть от прогульщиков занятий. Посещение кружков ведь необязательно. В общем, эксперимент он и есть эксперимент, чтобы понять все минусы и плюсы для всех участников.
комментарии(0)