Конфликт вокруг Европейского университета в Санкт-Петербурге показал, насколько несовершенна нынешняя система аккредитации вузов. Фото со страницы Европейского университета в Санкт-Петербурге в «ВКонтакте»
Четыре негосударственных вуза создали Новую лигу университетов – для отработки новых форм обучения, внедрения образовательных инноваций и проведения междисциплинарных исследований на стыке технических и социальных наук. Среди них: Европейский университет в Санкт-Петербурге, Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»), Российская экономическая школа и Сколковский институт науки и технологий. Событие интересно уже тем, что в состав лиги вошли университеты, отметившиеся своей принципиальной позицией в полемике с официальной системой высшего образования. О том, что будет делать Новая лига, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказал ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен ЕНИКОЛОПОВ.
– Рубен Сергеевич, надо полагать, что создается какая-то альтернативная официальной системе структура?
– Идея создания лиги как раз в том и состоит, что эта структура создается не в противовес, а в дополнение к уже существующей. Мы пытаемся объединить усилия университетов, которые успешно сочетают в себе международный опыт и высокое качество образования и исследований. С точки зрения формы управления все наши вузы работают по международным стандартам. Их деятельность открыта и прозрачна. Словосочетание «академические свободы» для всех четырех университетов не пустой звук, а фундаментальная ценность.
Также вузы лиги имеют схожую финансовую модель, в которой очень значимую роль играет частный капитал. И поскольку сейчас мы все заходим в новую структуру с разных позиций с точки зрения научных интересов, появляется много возможностей для того, чтобы создавать новые направления исследований на стыке разных наук. В период вызванных пандемией серьезных глобальных трансформаций, которые во многом коснулись и сферы образования, остро встает вопрос адаптации вузов к новым вызовам и реалиям. Основываясь на наших сильных сторонах и текущих достижениях, мы планируем развиваться в соответствии с требованиями времени.
– Вы обмолвились, что будете заниматься прорывными направлениями. Какие вы считаете таковыми?
– Я уже выше сказал, что это исследования на стыке наук: технических и социальных наук, наук о природе и информационных технологий. Вузы, вошедшие в Новую лигу университетов, имеют значительные наработки в области анализа больших данных, искусственного интеллекта и их применения в различных научных областях. Так что мы с особым интересом ожидаем здесь новые возможности для исследований и совместных образовательных проектов и инициатив.
Сейчас big data активно применяется в области экономических, социальных, политических наук. И мы надеемся создать устойчивую платформу для образовательных инноваций, отработки новых экспериментальных форм обучения.
– Если вспомнить новейшую историю, то у «Шанинки» и Европейского университета были сложности (назовем это так) в общении с государственной надзорной организацией. И благодаря этим ожесточенным спорам стало ясно, насколько несовершенна система аккредитация вузов. Сегодня продолжается работа над изменениями в этой сфере. Вчетвером вы ведь станете еще сильнее. Спор продолжится?
– Мы видим, что и Министерство науки и высшего образования РФ прекрасно понимает, что сегодня важно изменить систему аккредитации университетов и найти новые формы для организации этого процесса. Я осознаю, что при управлении большим хозяйством не всегда до конца понятно, какие подходы работают, а какие – нет.
Если бы нас сделали площадкой для эксперимента, где апробировались бы новые подходы в этом направлении, то было бы совсем неплохо. Мы приближены к международным практикам, небольшим по размерам, у нас очень высокая научная репутация, сильный преподавательский состав и высокая степень адаптации к новым условиям рынка. Так что мы могли бы предлагать какие-то иные подходы, которые можно было бы апробировать в наших вузах и в случае успеха распространять и на другие университеты.
Приведу такой пример. Мировая практика сегодня показывает, что двухлетние магистерские программы уже утрачивают свои позиции. Рынок труда настолько быстро меняется, что образовательная среда должна как-то успевать к этому подстраиваться. Короткие (одногодичные) программы становятся все более востребованными. Меняется к тому же и сам набор магистерских программ. Поскольку все эти нововведения внедрять в систему сразу, без эксперимента довольно опасно, то мы готовы стать площадкой для тестирования таких программ.
– Звучит довольно странно, что негосударственные вузы готовы стать экспериментальной площадкой для Минобрнауки…
– Существует два типа негосударственных вузов – коммерческие и некоммерческие. Их нужно различать. Мы относимся к негосударственному и некоммерческому сектору. Поэтому немаловажную роль для нашей полноценной работы имеют эндаументы и финансовая поддержка наших партнеров. У нас нет цели заработать, а есть цель добиться максимального качества преподавания и исследований.
Насчет «странности» могу сказать, что негосударственные вузы имеют больше академических свобод, мы не ограничены бюрократическими рамками. И быстрее перестраиваем свои образовательные программы. Негосударственные некоммерческие университеты в РФ – это небольшой рынок, как и во всей Европе. Но это именно та ниша, где проводятся эксперименты и вырабатываются лучшие практики. Например, те практики, которые использовались в Российской экономической школе еще 20 лет назад, такие как наем профессоров на мировом рынке и другие, сейчас постепенно распространяются на государственные вузы. Мы видим свою роль в том, что мы были первыми, кто апробировал их.
– Вы уже успели заявить, что в ближайших планах лиги – разработка формата одногодичной профессиональной магистратуры и вхождение в общероссийский эксперимент по внедрению международного стандарта PhD. Что нового может показать такой эксперимент?
– Что касается одногодичной магистратуры, то она позволяет и студентам, и университетам гораздо оперативнее подстраиваться к быстро меняющейся обстановке. Международный опыт уже показывает, что во многих случаях магистратура, реализуемая за один год, оказывается гораздо более эффективной.
Эксперимент по внедрению международного стандарта PhD, по сути, уже идет в ряде государственных университетов. Мы бы хотели присоединиться к нему и разработать формат современных защит PhD с возможностью сотрудничества с ведущими исследовательскими центрами не только внутри страны, но и за рубежом. Ведь конечной целью обучения в докторантуре является написание диссертации, которая бы полностью соответствовала международным стандартам качества.
комментарии(0)