0
5814
Газета Образование Печатная версия

31.03.2021 18:55:00

Родители требуют перестать вливать деньги "в железо"

Школу предлагают оставить территорией полноценного человеческого общения

Тэги: образование, школа, компьютерные технологии, цос, цифровая образовательная среда, петиция, родители


образование, школа, компьютерные технологии, цос, цифровая образовательная среда, петиция, родители Существуют опасения, что роль учителя будет сведена к деятельности наставника в цифровом пространстве. Фото агентства «Москва»

На сайте «Российская общественная инициатива» появилась петиция «За отмену Постановления Правительства РФ от 07 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС)». Чем же так не угодила родителям программа по активному внедрению компьютерных технологий в жизнь?

Если верить авторам проекта ЦОС, это всего лишь Всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения.

ЦОС – одна из главных частей российского проекта «Образование», утвержденная приказом Министерства просвещения РФ № 649 от 2 декабря 2019 года. На ее создание планируется выделить 79,8 млрд руб. из федерального бюджета. То есть новый проект – это про компьютерное (цифровое) «железо». Не более того.

Но вот возмутились родители. В петиции они пишут: «Если во всех регионах России будет внедряться обучение с максимальным использованием цифровых технологий, то роль учителя будет сведена к деятельности наставника в интернет-пространстве». Озабоченные родители считают, что количество часов за экраном монитора для учащихся увеличится многократно. И это причинит непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей. И в этом заявлении есть определенный смысл.

Авторы петиции отмечают, что программа обучения и воспитания на платформе ЦОС будет поставляться «в том числе индивидуальными предпринимателями», что обязательно скажется на качестве такого образования. «Эксперимент, объектом которого являются наши дети, имеет цель: обеспечение возможности внедрения ЦОС на постоянной основе на всей территории России. Увеличение объема использования цифровых технологий гарантирует снижение способности детьми усваивать необходимое количество учебного материала, что препятствует его предоставлению на уровне ФГОС. Данное постановление правительства должно быть отменено с помощью указа президента РФ как нарушающее ч. 2 ст. 43 Конституции РФ».

В чем же основные опасения родителей? Пандемия ведь показала: дети сидят по домам и учатся. Родители сидят по домам и работают. Стали меньше покупать. Меньше куда-либо выходить. Меньше общаться. «Цифровизация – это хорошо, мы с этим не спорим, но она не должна вытеснять нормальный, живой диалог», – пишут родители. Школа, по их мнению, должна оставаться территорией полноценного человеческого общения.

Известный российский нейролингвист Татьяна Черниговская говорит об этом так: «На русском языке нет хорошего термина для этого действия, по-английски это называется theory of mind, что часто по-идиотски переводится как «теория ума» и ничего общего с этим не имеет. Но на самом деле это означает способность посмотреть на ситуацию не своими глазами (мозгом), а глазами другого человека. Это основа коммуникации, основа обучения, основа сопереживания, эмпатии и т.д. И это настройка, которая появляется, когда человека учат этому. Это чрезвычайно важная вещь. Те люди, у которых эта настройка отсутствует полностью, – больные аутизмом и пациенты с шизофренией».

Недавно, презентуя проект «Цифровая среда» сенаторам, заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова много раз говорила о том, что пандемия показала эффективность данного инструмента. Цифровая среда в образовании не только расширяет возможности детей в получении знаний, но и становится стратегическим помощником, когда ребенок не имеет возможности посещать образовательную организацию.

Но, дескать, ничего нельзя вводить без эксперимента. Поэтому принято решение о проведении в течение двух лет на территории 15 регионов страны пилотного проекта по внедрению цифровой образовательной среды. В 2022 году должны будут подвести итоги, чтобы принять решение о его эффективности и целесообразности его внедрения в образовательный процесс.

И вот эксперимент прямо на наших глазах принимает очертания тотального. Уже сегодня 7500 образовательных организаций получили современное компьютерное оборудование, к 2024 году его получат 30 тыс. школ. Также в рамках федерального проекта ЦОС создан и функционирует 71 центр цифрового образования детей, IT-клубы в 55 регионах, а в 2024 году их будет 340.

Родители видят основной смысл введения этого проекта в «удобстве» для контроля чиновников. И напоминают, что «длительное дистанционное обучение в прошлом году привело к пробелам в знаниях школьников». Это, кстати, признают и сами чиновники.

Но вернемся к письму родителей. Что предлагают они? Кроме открытого обсуждения проекта с профильными специалистами родители хотят, чтобы деньги от проекта пошли не на «железки», а на образование. И в частности, на улучшение условий получения образования и содержание программ обучения. На повышение базовой зарплаты учителям и молодым специалистам.

Кстати, после появления письма родителей в СМИ прошло сообщение председателя Счетной палаты Алексея Кудрина о том, что давать деньги учителям не стоит, пока не пройдет реформирование педагогического корпуса. Вливать новое вино в старые мехи бессмысленно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2323
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3685
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7276
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10654

Другие новости