0
4282
Газета Образование Печатная версия

10.03.2021 18:30:00

Зачетная книжка для "зеленого змия". Причины студенческого пьянства обнаружили в детском саду

Тэги: личность, характеристики, студенческое пьянство, алкоголизм, профилактика, воспитание, образование


личность, характеристики, студенческое пьянство, алкоголизм, профилактика, воспитание, образование Качества личности, связанные с отношением к алкоголю, к моменту поступления в вуз уже сформированы. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

По данным Всемирной организации здравоохранения, наша страна – в двадцатке самых пьющих. Проблема студенческого пьянства тоже существует. Общеизвестный факт, что уровень образования снижает потребление алкоголя. Недавнее исследование Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» такую связь подтвердило. Но вместе с тем высветило и некоторые новые детали.

Что способствует питию молодежи, и в частности, студенческой молодежи? Достаточно проехаться по спальным районам крупных городов, чтобы убедиться, что количество пивных магазинов и алкомаркетов успешно конкурирует с продуктовыми магазинами. То есть питейных заведений много.

Следующий фактор, способствующий росту потребления алкоголя среди студенчества, – большое количество свободного времени. В основном студенты посещают по три-четыре учебные пары в день (шесть-восемь академических часов). Это занимает первую половину дня. А вот что делать во второй половине? Общение часто совпадает с выпивкой – это тоже факт.

Также влияет на студентов так называемый кризис переходного периода. Переезд от родителей и отсутствие контроля со стороны родителей здесь имеют свое значение. Жизнь в общежитии или на съемной квартире – время отрываться и делать то, что раньше не позволялось. Это при неумении контролировать себя приводит к злоупотреблению спиртным. Отсутствие проблем со здоровьем подогревает интерес к разгульному образу жизни. Пока ты молод и пока организм работает как часы – почему бы и не позволить себе?

Конечно, все перечисленное – далеко не главные причины алкоголизма среди студенческой молодежи. Здесь много еще и проблем более глобального порядка. И решить проблему забавными антиалкогольными роликами никак не удастся. Они даже могут спровоцировать обратную реакцию молодежи. Проблемы эти решаются путем фундаментальных реформ в разных сферах жизни – от образования до экономики. Какую роль здесь может сыграть образование?

Сотрудники НИУ ВШЭ Ксения Рожкова, Сергей Рощин и Яна Рощина провели исследование. Полученные ими данные заставляют сделать переоценку значимости фактора образования. До сих пор он считается одним из главных в снижении чрезмерного потребления алкоголя.

Основная цель их работы состояла в проверке влияния некогнитивных навыков, входящих в «большую пятерку» (Big Five) характеристик личности. Этот термин ввел в 1981 году в работе американский психолог Льюис Голдберг. В «большой пятерке» он объединил добросовестность (сознательность), экстраверсию (ориентацию интересов и энергии человека на внешний мир, а не на субъективный опыт), невротизм (эмоциональную стабильность или нестабильность), открытость опыту (креативность, любознательность, хорошее воображение), согласность (способность идти на компромиссы и быть дружелюбным).

Главный вывод исследования социологов НИУ ВШЭ: особенности личности определяют отношение к алкоголю – предсказывают вероятность и объем потребления. Например, чем человек добросовестнее, тем меньше он выпивает и больше шансов, что не начнет. Тем более что добросовестность – это еще и дальновидность. У таких людей лучше развиты самоконтроль, потребность в накоплении человеческого капитала (инвестиций в свое здоровье и образование), ориентация на здоровый образ жизни.

Экстраверты пьют больше, а креативные и любознательные молодые люди – меньше. В отличие от добросовестности, эффект экстраверсии противоположный. Ориентация на внешний мир, жажда общения ведут к частым социальным контактам, а значит, к большей возможности выпить и меньшей вероятности отказаться от рюмки. У открытых новому опыту зависимость обратная. Чем сильнее эта черта личности, тем меньше спиртного.

Есть и гендерное различие в потреблении: в этом случае все зависит от мотивации. У мужчин алкоголь чаще ассоциируется со стремлением получить приятные ощущения, у женщин – с защитой от негативных эмоций.

Все это позволило ученым сделать вывод, что университеты и колледжи предоставляют новую социальную среду, но качества личности, связанные с ограничением потребления алкоголя (например, добросовестность, экстраверсия, невротизм), к моменту начала студенческой жизни уже сформированы.

Социологи спрашивают: учитывает ли это государственная политика? И второй вопрос: а не поздно ли концентрироваться на профилактической работе начиная со студенческой скамьи? Если личностные черты, провоцирующие тягу к спиртному, к этому времени уже сложились, то очевидно, что действовать нужно раньше. И развивать позитивные психологические особенности, в первую очередь сознательность, нужно еще в школе, а то и в детском саду. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1039
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
829
Для женщин и мужчин – своя форма холецистита

Для женщин и мужчин – своя форма холецистита

Николай Владимиров

Распространенное заболеваний пищеварительной системы диагностируется у каждого десятого взрослого

0
4378
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
6060

Другие новости