Качества личности, связанные с отношением к алкоголю, к моменту поступления в вуз уже сформированы. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
По данным Всемирной организации здравоохранения, наша страна – в двадцатке самых пьющих. Проблема студенческого пьянства тоже существует. Общеизвестный факт, что уровень образования снижает потребление алкоголя. Недавнее исследование Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» такую связь подтвердило. Но вместе с тем высветило и некоторые новые детали.
Что способствует питию молодежи, и в частности, студенческой молодежи? Достаточно проехаться по спальным районам крупных городов, чтобы убедиться, что количество пивных магазинов и алкомаркетов успешно конкурирует с продуктовыми магазинами. То есть питейных заведений много.
Следующий фактор, способствующий росту потребления алкоголя среди студенчества, – большое количество свободного времени. В основном студенты посещают по три-четыре учебные пары в день (шесть-восемь академических часов). Это занимает первую половину дня. А вот что делать во второй половине? Общение часто совпадает с выпивкой – это тоже факт.
Также влияет на студентов так называемый кризис переходного периода. Переезд от родителей и отсутствие контроля со стороны родителей здесь имеют свое значение. Жизнь в общежитии или на съемной квартире – время отрываться и делать то, что раньше не позволялось. Это при неумении контролировать себя приводит к злоупотреблению спиртным. Отсутствие проблем со здоровьем подогревает интерес к разгульному образу жизни. Пока ты молод и пока организм работает как часы – почему бы и не позволить себе?
Конечно, все перечисленное – далеко не главные причины алкоголизма среди студенческой молодежи. Здесь много еще и проблем более глобального порядка. И решить проблему забавными антиалкогольными роликами никак не удастся. Они даже могут спровоцировать обратную реакцию молодежи. Проблемы эти решаются путем фундаментальных реформ в разных сферах жизни – от образования до экономики. Какую роль здесь может сыграть образование?
Сотрудники НИУ ВШЭ Ксения Рожкова, Сергей Рощин и Яна Рощина провели исследование. Полученные ими данные заставляют сделать переоценку значимости фактора образования. До сих пор он считается одним из главных в снижении чрезмерного потребления алкоголя.
Основная цель их работы состояла в проверке влияния некогнитивных навыков, входящих в «большую пятерку» (Big Five) характеристик личности. Этот термин ввел в 1981 году в работе американский психолог Льюис Голдберг. В «большой пятерке» он объединил добросовестность (сознательность), экстраверсию (ориентацию интересов и энергии человека на внешний мир, а не на субъективный опыт), невротизм (эмоциональную стабильность или нестабильность), открытость опыту (креативность, любознательность, хорошее воображение), согласность (способность идти на компромиссы и быть дружелюбным).
Главный вывод исследования социологов НИУ ВШЭ: особенности личности определяют отношение к алкоголю – предсказывают вероятность и объем потребления. Например, чем человек добросовестнее, тем меньше он выпивает и больше шансов, что не начнет. Тем более что добросовестность – это еще и дальновидность. У таких людей лучше развиты самоконтроль, потребность в накоплении человеческого капитала (инвестиций в свое здоровье и образование), ориентация на здоровый образ жизни.
Экстраверты пьют больше, а креативные и любознательные молодые люди – меньше. В отличие от добросовестности, эффект экстраверсии противоположный. Ориентация на внешний мир, жажда общения ведут к частым социальным контактам, а значит, к большей возможности выпить и меньшей вероятности отказаться от рюмки. У открытых новому опыту зависимость обратная. Чем сильнее эта черта личности, тем меньше спиртного.
Есть и гендерное различие в потреблении: в этом случае все зависит от мотивации. У мужчин алкоголь чаще ассоциируется со стремлением получить приятные ощущения, у женщин – с защитой от негативных эмоций.
Все это позволило ученым сделать вывод, что университеты и колледжи предоставляют новую социальную среду, но качества личности, связанные с ограничением потребления алкоголя (например, добросовестность, экстраверсия, невротизм), к моменту начала студенческой жизни уже сформированы.
Социологи спрашивают: учитывает ли это государственная политика? И второй вопрос: а не поздно ли концентрироваться на профилактической работе начиная со студенческой скамьи? Если личностные черты, провоцирующие тягу к спиртному, к этому времени уже сложились, то очевидно, что действовать нужно раньше. И развивать позитивные психологические особенности, в первую очередь сознательность, нужно еще в школе, а то и в детском саду.
комментарии(0)