Стены Санкт-Петербургского государственного университета тесны для образовательных проектов Алексея Кудрина. Фото с сайта www.spbu.ru
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) объявил о реорганизации факультета свободных искусств и наук, который станет самостоятельным вузом. Об этом сообщили в пресс-службе университета. Факультет станет Университетом искусств и наук. При этом студенты, несмотря на реорганизацию, смогут получить диплом СПбГУ.
Напомним, ранее из сообщений петербургских СМИ стало известно, что глава Счетной палаты и декан факультета свободных искусств СПбГУ Алексей Кудрин объявил своим преподавателям об отделении факультета от СПбГУ. Учредителем нового вуза станет Минобрнауки РФ.
Это решение, по мнению экспертов, связано со стремлением добиться большей демократичности и свободы в административном плане. Сегодня факультет не может полностью пользоваться привлекаемыми средствами, так как деньги проходят через бюджет СПбГУ и перераспределяются. Между тем перед факультетом стоят большие задачи. И, кроме того, решение вопроса может ускорить ремонт особняка Штиглица на Английской набережной, переданного университету еще в 2011 году.
Впрочем, сомнительно, что только административный вопрос стал причиной такой масштабной реорганизации. Обратите внимание, что в сфере образования вообще-то идут процессы укрупнения, а никак не разобщения. Например, тот же МГУ им. М.В. Ломоносова, где до сих пор, хотя решение уже принято к реализации, горячо обсуждается вопрос создания на базе факультетов вуза 14–16 научных школ, которые будут сосредоточены вокруг прорывных направлений науки.
Школы объединяют с вузами, детские садики со школами. А у СПбГУ на фоне всего этого вдруг случается «разъезд семьи по отдельным квартирам». С чего бы это?
Думается, дело все в масштабе личности. Ведь декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин – декан непростой. Помимо государственного и политического бэкграунда он хорошо известен своими взглядами на образование в целом.
Алексей Кудрин всегда выступал последовательным борцом за увеличение финансирования в образовании. В пользу этого приводились такие примеры: мы тратим на образование 3,6% ВВП, а страны – лидеры в инновационной сфере – Швеция, Германия – тратят от 5 до 7% ВВП. Сегодня инвестиции в человека самые эффективные.
Есть записи презентации Кудрина на конференции «Путь к успеху» в образовательном центре «Сириус», который прошел в Сочи в 2018 году. Там Алексей Леонидович рассказывал, какие проблемы существуют в российском образовании и что именно нужно срочно изменить в программах обучения, какие предметы добавить в школе. И красной нитью его выступления проходит тема индивидуального трека в обучении. Но прежде этому нужно обучить громадный слой специалистов, способных так работать. Их сегодня явно недостаточно. Алексей Кудрин также призывает усилить работу психологических служб. У нас есть психологи, но зачастую это один человек на школу, а нужны целые службы такой поддержки.
Школьников надо учить предпринимательству – еще один известный тезис Кудрина. Он уверен, через предпринимательство можно поднять экономику, а значит, основы этого нужно закладывать еще в школе. У нас сейчас в стране 5–7% тех, кто уже занимается предпринимательством. Но только 2% хотят стать предпринимателями.
По мнению Алексея Кудрина, дети, которые сегодня пошли в школу, будут заняты в таких профессиях, которых еще не существует. Человек за свою жизнь минимум два-три раза учится чему-то новому. В среднем же он меняет место работы семь раз, и это не всегда связано с его базовым образованием.
Сам Кудрин многому научился в сфере финансов, будучи уже сложившимся человеком, но имея, разумеется, хорошее базовое образование. И государство, по его мнению, должно поддержать развитие корпоративных программ индивидуального переобучения. На Западе можно тратить неделю своего отпуска на получение новых знаний, чтобы освоить какой-то инструмент, новый подход. Компании понимают, что затраченные на это деньги вернутся сторицей. Программы непрерывного или дополнительного образования, по Кудрину, должны быть в каждом университете.
Вот таковы его взгляды. А как будет строиться работа в новом университете и на что будет обращено внимание, можно представить по следующим тезисам Кудрина.
Главная и одна из любимых тем Кудрина – это Liberal Arts (свободные искусства). Выпускники этих программ – люди, которые обладают мышлением дизайнера, архитектора, умеют создавать удобные в использовании продукты. У них развито критическое мышление, они могут выходить за рамки банального, решить задачу необычным методом. Они хорошо понимают запросы населения и могут переводить сложные термины, явления и продукты на доступный язык. Пример, который приводит Кудрин: в компании Apple лишь у 30% сотрудников образование инженеров, математиков и программистов, а 70% – это выпускники программ Liberal Arts. Любая бабушка должна понимать, как работать с гаджетом – этим и занимаются люди с образованием Liberal Arts, заявил Алексей Кудрин на упомянутой выше конференции в Сочи.
На факультете свободных искусств и наук СПбГУ, который возглавляет Кудрин, первые два года бакалавриата нет специализации. Каждый студент должен пройти общие курсы – от математики до риторики. Не последнее место занимает и философия. Идеология под этим такая. Куда ведут «свободные искусства»? Кудрин считает, что в ближайшие 10–15 лет произойдёт цифровизация всех ключевых сфер. Чтобы преодолеть отставание России в этом вопросе, нужны программисты – несколько миллионов программистов во всех сферах. Будет меняться программное обеспечение, интерфейсы, способы передачи информации. Поэтому в каждой школе должен быть учебный предмет «программирование». Школьников нужно знакомить с технологиями больших данных (Big Data).
Разумеется, с такой серьезной программой масштаб факультета для Алексея Кудрина явно тесен. Под такую идеологию необходимо создавать университет. И его, судя по всему, Кудрин скоро получит.
комментарии(0)