Даже классические строки Пушкина можно нагрузить совершенно неожиданным содержанием. Фото с сайта www.nakhodka-lib.ru |
Толстого в числе главных поэтов назвали более 11% участников исследования, в рейтинге он занял пятое место вслед за Александром Пушкиным (78%), Михаилом Лермонтовым (43%), Сергеем Есениным (37%) и Владимиром Маяковским (14%). За Достоевского проголосовали 6% респондентов – это меньше, чем за Александра Блока, Николая Некрасова и Анну Ахматову, и столько же, сколько за Марину Цветаеву.
Среди зарубежных авторов россияне выделяют Шекспира и Байрона. Их готовы включить в личный топ самых выдающихся поэтов 5 и 2% участников опроса соответственно. Россияне также считают великими поэтами Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Ивана Бунина и Антона Чехова, которые, как Толстой и Достоевский, прославились своими прозаическими произведениями. (Впрочем, Бунин писал и стихи.) Первое, что приходит в голову, когда знакомишься с этими результатами, почему же раньше любой сантехник разбирался в поэзии лучше, чем современный выпускник вуза. И в принципе оправданно связывать эту ситуацию с падением общей культуры в обществе.
Известный российский социолог Борис Дубин считал, что современный культурный процесс складывается «под воздействием технологии массовых коммуникаций, техник массового пиара» (конкурсы, викторины, рейтинги, ток-шоу и т.д.). Это результат активности молодого поколения российского образованного слоя «в рамках и по условиям массмедиа, с ориентацией на поэтику рекламы и практику пиара». Этот слой выступает и производителем, и потребителем нового типа «масскульта» – он ищет более ощутимые и видимые формы социального подъема, быстрого признания, соответствующим образом перестраивая и свои культурные приоритеты, и практики культурного потребления.
Специалист в области чтения, доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Ирина Тихомирова считает, что сегодня мы имеем новое явление – функциональная неграмотность или получтение. Отсюда – корни детского читательского негативизма. «Детский читательский негативизм стал нормой наших дней: книгой пользуются, с книгой работают, но не читают и не хотят читать, – поясняет Ирина Тихомирова. – Переключение на компьютер и телевизор перекрыло ничем не заменимый источник, питающий ум и сердце ребенка».
Согласно опросу «Что и сколько читают россияне» того же ВЦИОМа от 8 августа 2019 года, школьную программу проходят вскользь. Все произведения изучают только 15% учеников, большинство опрошенных подростков (71%) читают их выборочно. Еще 14% из опрошенных заявили, что практически ничего не читают из курса литературы. А чтобы быть в курсе произведения, смотрят экранизации. Если речь идет о пьесе, то ходят классом в театр.
Вместе с возникновением негативного отношения к полноценной художественной литературе скудеет духовный мир подрастающего поколения. Учителя отмечают так называемый синдром нарушения восприятия у детей: рассеянное внимание, слабое воображение, блеклую эмоциональную реакцию на читаемое произведение.
Есть и еще одна проблема, говорит Ирина Тихомирова. Современная школа рассматривает чтение преимущественно как репродуктивный, познавательный вид деятельности ребенка. Нет того, что называется читательским творчеством. А ведь только творческое чтение, тесно связанное с эмоциональным подъемом, способно преодолеть этот детский читательский негативизм.
Так почему же дети не читают литературные произведения из школьной программы? В числе причин 35% опрошенных подростков назвали высокую нагрузку по другим предметам. Около 48% респондентов сослались на то, что им не нравятся книги, которые они читают, а еще 7,2% сказали, что просто не любят читать. По мнению школьников, учебная программа по литературе перегружена сложной для понимания в их возрасте классикой, при этом практически отсутствуют истории о сверстниках и актуальных проблемах современности.
Исследователи детского чтения приводят пример, когда младшеклассников попросили нарисовать то, что они представляют себе, услышав пушкинские строки: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». Почти все дети нарисовали «браздов» – зверей, а кибитку в виде летательного аппарата.
Среди книг, предложенных для включения в школьную программу, юные участники прошлогоднего опроса ВЦИОМа называли: «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, «Generation «П» Виктора Пелевина, «Смерть Ахиллеса» Бориса Акунина, а также повести и романы братьев Стругацких, произведения Сергея Довлатова, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова, Александра Цыпкина, Сергея Минаева и Наринэ Абгарян.
Список предпочтений по зарубежным авторам таков: «Гарри Потер» Джоан Роулинг, «1984» Джорджа Оруэлла, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Книжный вор» Маркуса Зусака, «Три товарища» Эриха Ремарка, «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера, «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна, «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и «Голодные игры» Сьюзан Коллинз.
комментарии(0)