0
4132
Газета Образование Печатная версия

10.02.2021 20:45:00

Молодые педагоги путают авторитет с авторитарностью

Обновление учительского корпуса страны пройдет быстрей, но за качество никто не отвечает

Тэги: образование, пандемия, короанвирус, школьные педагоги, проект, учитель замена, авторитарность, авторитет

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

образование, пандемия, короанвирус, школьные педагоги, проект, учитель замена, авторитарность, авторитет Возможно, новое поколение учителей лучше разбирается в информационных технологиях, но это еще далеко не вся педагогика. Фото агентства «Москва»

В период пандемии подменять школьных педагогов, входящих в группу риска, стали студенты педвузов. Проект «Учитель на замену» и его региональные аналоги становится все популярней. Набирает обороты и модель «наставник–студент–школьник». При этом, как отмечают исследователи, у будущих педагогов с 1 по 5-й курс резко развивается установка на авторитарное мышление.

Тема важная – как сделать процесс обучения в школе быстрым, легким и приятным. Год назад, буквально накануне пандемии, появилось исследование Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС на тему «Что мешает учителям продвигаться вперед в деле технологизации школьного процесса». Оказалось, что школьным учителям неинтересно использовать в работе новые педагогические технологии. Исследование было проведено среди учителей всех предметных областей с 1 по 11-й класс в 12 регионах страны. Но начавшаяся пандемия заставила осуществлять технологический прорыв быстрей, чем планировалось.

Уже во время пандемии в этот процесс вмешалось еще одно обстоятельство – ограничение педагогов по возрасту. Не секрет, что в школе много преподавателей, подпадающих под категорию 65+. Не смогут они преподавать в школе, и в дистанте им трудно ориентироваться. На помощь пришли студенты педвузов и педагогических колледжей. Они оказались очень востребованными, особенно в столице. Директора школ получили возможность оперативной временной замены педагогов в тех случаях, когда это было необходимо. Студенты заняли места отсутствующих учителей или ассистировали педагогам при дистанционном формате обучения. После успешного прохождения практики многие студенты трудоустроились.

Вроде бы замечательно! Вот так ненавязчиво и без революций происходит обновление учительского корпуса. Напомним, что эта тема давно не сходит с повестки дня. По данным Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey), средний возраст учителей в России – 46,3 года. Это несколько выше, чем в среднем по ОЭСР (44,1 года). Однако педагогов старше 50 лет в нашей стране значительно больше – 41,9% против 34,4% в среднем по ОЭСР. В 2019 году доля педагогов в возрасте 60+ оценивалась в 12,9%, а руководящих работников этой же возрастной когорты – 12,3%.

Почему-то считается, что именно обновление учительского корпуса приведет к долгожданным переменам в школьном образовании. Если это и так, то вопрос остается – к каким переменам? Ответ обычно звучит абстрактно. Мол, нынешняя общеобразовательная школа безмерно далека от жизненных реалий. Учить надо не так, как ранее, надо видеть ученика. Чтобы личность его не заслонял учебный процесс. Об этом пишут ученые и размышляют педагоги-практики. В общем, перемены к лучшему и, по всей видимости, к большему демократизму.

Ничего не имеем против. Но опять обращаемся к данным исследования РАНХиГС, которые свидетельствуют, что сегодня у студентов педвузов к пятому курсу растут интерес и склонность к авторитарной модели управления. Растет «стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях, дискомфорт в случае неопределенности отношений с другими людьми».

Из этого можно сделать вывод, что, придя в школы, «новые молодые» и долгожданные педагоги… продолжат вести линию, когда подавляются инициатива и самостоятельность учеников. В первую очередь – методом принуждения, требовательностью, лишением бонусов, снижением оценок. Напомним, прежде считалось, что отрицательные эмоции лучше стимулируют работу ученика. Вспомните холодок по спине, когда с вас требовали дневник и вносили туда жирную пару. Вот это все может сохраниться и сегодня. Причем еще и по другой причине. Нынешнее поколение учителей зачастую «малознайки». Ну а как иначе, если эксперты в один голос говорят, что падает качество знаний выпускников?

Теодор Адорно, немецкий философ и социолог прошлого века, в своем исследовании об авторитарной личности говорил так: «…чтобы не разрушить модель самоидентификации, они бессознательно не хотят знать слишком много, готовы воспринимать поверхностную или искаженную информацию, лишь бы она поддерживала тот мир, в котором они живут. Крушение их карточного домика способно привести к дезориентации, к психическому кризису, а это для них недопустимо. Поэтому многочисленные источники информации, которые могут разрушить их хорошо выстроенный мир, ими просто-напросто игнорируются, не замечаются. Ибо они считают, что думать и даже учиться трудно, опасаются неверных мыслей и обучения неправильным вещам. Этот страх, связанный, возможно, с отказом отца говорить ребенку больше, чем он предположительно может понять, постоянно поддерживается системой образования».

Поэтому, если вы считаете, что молодой педагог лучше поймет ваших детей, вы, возможно, глубоко ошибаетесь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
2178
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
2183
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
2580
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2281

Другие новости