0
4450
Газета Образование Печатная версия

16.12.2020 19:13:00

Скучать – это нормально, ненормально – это не скучать

Ребенка сегодня пытаются развлекать не только родители, но и школа

Тэги: новая образовательная среда, минпрос, воспитание, стратегия, школа, дети, развлечение


новая образовательная среда, минпрос, воспитание, стратегия, школа, дети, развлечение Согласно официальным данным, нагрузка ребенка сегодня в начальной школе 8–10 часов в день. Фото PhotoXPress.ru

Вчера Котласский суд поддержал государственного обвинителя и вынес приговор теперь уже бывшей учительнице начальных классов. Для поддержания дисциплины в классе обвиняемая заставляла детей стоять у парты долгое время, не давая им садиться на стул. Кричала на них, унижала, вырывала листы из тетрадей учеников, запрещала ходить в туалет, даже била линейкой. Суд приговорил женщину к отбыванию 200 часов обязательных работ, лишив права заниматься педагогической деятельностью на полтора года. Случись такое в прошлом веке, никто бы даже внимания на это не обратил. И многие люди старшего поколения с большой вероятностью вспомнят такого учителя в своем школьном прошлом. Но сейчас все иначе. Сейчас все наказуемо.

Психолог, академик Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких в одном из своих публичных выступлений рассказала случай, который произошел с ней в поездке по США в конце 80-х годов прошлого столетия. По ее словам, в одном из педагогических колледжей, которые посетила советская делегация, Марьяна Безруких обратила внимание на расписание занятий студентов и увидела в числе первых цикл аутотренинга. Почему, спросила она? И ей ответили очень наглядно. Директор колледжа повернулся к окну, за которым стоял красный канадский клен, и сказал, что если даже весь класс будет стоять на ушах, учитель должен уметь повернуться к окну, посмотреть на этот клен и затем повернуться к классу с улыбкой на лице.

До подобной ситуации «с кленами» отечественное образование добралось только в XXI веке. Сейчас все эксперты повторяют, что дети стали другими. Хотя скорее всего не сами стали, а современные родители сделали их другими. Как? Например, тем, что стараются немедленно удовлетворить все потребности ребенка. Хочет дитя чего-то – сразу получает. Скучно ребенку – мать дает ему в руки гаджет. Лишь бы дитя не плакало. И все забывают, что скучать – это нормально. Ненормально – это не скучать.

Ребенка сегодня пытаются развлекать не только родители, но и школа, тем самым создавая ему искусственный мирок, в котором мир ребенка без трудностей, а мир взрослого – работа, работа и еще раз работа.

На днях прошло большое мероприятие Минпросвещения РФ, в котором приглашенные спикеры со всей страны обсуждали вопросы новой образовательной среды. В том числе затронули и тему воспитания. Обсуждение шло вокруг концепции Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. На мероприятии выступали разработчики этого документа, в частности Наталья Селиванова. После прочитанного ею доклада сложилось впечатление, что даже разработчики программ меняются. Сегодня они уходят от диктата сверху.

Советуют программы по воспитательной работе составлять из того, что уже имеется по большей части в школьных коллективах. Проявлять при этом больше креатива, призывают уходить от бюрократизации. Большой упор делают на обмен практиками. Считается, что смекалка и творчество победят. Сразу вспоминается история в Карелии, где в деревне Ватнаволок Кондопожского района построили копию концлагеря, в котором в воспитательных целях планируют воспроизвести жизнь и быт малолетних узников финских лагерей. Куда уж больше «креатива»! Хотя, несмотря на весь шум, который поднялся вокруг этого, тема интересная. Несколько месяцев назад в интервью «НГ» телеведущий Джон Уоррен рассказывал, как он принимал участие в реконструкции исторических событий времен Великой Отечественной войны, и вспомнил свои ощущения, когда его заставили полежать в окопе. Вся история заняла 25 минут. Но Джон вдруг совершенно отчетливо представил себе, какие трудности испытывали его ровесники 76 лет назад, когда лежали сутками в холодных окопах. Это стало для него сильным эмоциональным потрясением.

Итак, ребенка всем жалко. Его не мучают трудовым воспитанием, все решают за него. И делают за него, потому что ребенок страдает. Он живет в век информационной перегруженности. Согласно официальным данным, нагрузка ребенка сегодня в начальной школе в день 8–10 часов, а старшеклассника – 12–16. Напомним, что рабочий день в России – 8 часов. У взрослого человека 48-часовая рабочая неделя, а у старшеклассника – 52–54 часа. При этом его еще загружать работой по дому? И что из того, что труд сделал из обезьяны человека? А у ребенка мозг кипит.

В общем, воспитывать детей стало очень тяжело. И взрослые должны стать более креативными, чтобы постараться убедить детей делать то, что хорошо для них же.

Мне запомнился разговор с учительницей русского языка и литературы, победительницей конкурса «Учитель года». Она рассказала, что на уроках литературы сохраняет классический подход к анализу и разбору текстов. Но при этом старается максимально приблизить содержание литературного произведения и героев к жизни учеников. Например, чем занимался Обломов? Да прокрастинацией! Пять минут лирического отступления в виде рассказа про прокрастинацию – и успех урока обеспечен. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
1782
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2247
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3616
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7186

Другие новости