0
3882
Газета Образование Печатная версия

02.12.2020 19:17:00

У студентов-платников появился шанс сэкономить

В Госдуму России внесен законопроект о снижении стоимости обучения

Тэги: законопроект, обучение, стоимость, дистанционное обучение


законопроект, обучение, стоимость, дистанционное обучение Рост затрат вузов при переходе на онлайн-обучение студентов оказался в три раза выше, чем экономия на ЖКХ и сокращении академической мобильности. Фото РИА Новости

В Госдуму внесен законопроект о снижении стоимости обучения в случае перевода образовательной организацией обучающихся с очной или очно-заочной формы обучения на полное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Речь идет в том числе и о вынужденных мерах в случае угрозы возникновения ЧС или введения режима повышенной готовности, говорится в справке к законопроекту.

Напомним, что ранее вопросы снижения стоимости обучения заострили студенты ведущих университетов, в частности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и МГУ имени М.В. Ломоносова. Главной причиной пересмотра цены за обучение студенты назвали потерю качества подготовки при переходе на дистанционный формат обучения.

Ведущие вузы РФ, заметив публичный интерес к теме, решили отстоять свою точку зрения и защитить финансовые интересы. Ассоциация «Глобальные университеты» поспешила разместить заявление, в котором разобрала возникшую ситуацию с точки зрения «права», «экономики» и «собственного опыта». Напомним, что эта ассоциация была создана в феврале 2014 года с целью координации и объединения усилий университетов, ориентированных на достижение международной конкурентоспособности. На сегодняшний момент в нее входит 21 университет.

В ассоциации напомнили, что дистант – это вынужденная мера. Применение университетами дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ полностью соответствует действующему законодательству. В частности, в Федеральном законе «Об образовании» онлайн-обучение относится к технологиям образования, а не к его формам (очная, заочная).

При использовании дистанционных образовательных технологий, отмечают в заявлении, сохраняется форма обучения, объем оказываемой образовательной услуги (включая количество зачетных единиц и академических часов), количество аудиторных часов, организация занятий онлайн в режиме реального времени по расписанию. В случае перехода вузов к реализации образовательной программы в дистанционном формате интенсивность и качество контактных часов не меняются по сравнению с реализацией программ в традиционном формате либо даже усиливаются.

С точки зрения экономики, отмечается в заявлении, университеты несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей нужной техникой. Ассоциация указывает, что в среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на прекращении использования ряда помещений и сокращении масштабов академической мобильности. В то же время вузы сохранили размер платы за обучение для студентов на уровне прошлого года, «потеряв тем самым заметную часть внебюджетных доходов».

Также в ассоциации отметили, что если какой-то вуз систематически не обеспечивает сохранение интерактивного режима занятий, это должно являться не только предметом требований студентов, но и задачей для Рособрнадзора. Но требования должны носить доказательный характер и предъявляться к конкретной образовательной программе.

Эксперты ассоциации «Глобальные университеты» считают, что при дистанционном обучении объем контактного взаимодействия студентов с преподавателями сохраняется на уровне очной формы обучения, но приобретает интерактивный характер. При этом добросовестное проведение очного обучения в режиме онлайн часто характеризуется существенным повышением интенсивности занятий; это связано как с необходимостью синхронного присутствия студентов и преподавателей перед экраном электронного устройства, так и использованием чата как параллельного дополнительного инструмента обсуждения.

Ассоциация предлагает требовать от студентов каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам; от преподавателя – регулярно проверять их в ускоренном режиме, сообщает ассоциация в своем заявлении.

Дополнительно к синхронным занятиям университетами может быть организовано обязательное консультирование преподавателями студентов как в режиме открытой коммуникации, так и по записи.

Практически сразу вслед за этим заявлением ассоциации «Глобальные университеты» появилось сообщение, что в МГУ имени М. В. Ломоносова обязали преподавателей проводить неоплачиваемые «дополнительные консультации» для студентов.

Министерство науки и высшего образования РФ между тем заняло по этому вопросу нейтральную позицию. Там просто напомнили ректорам вузов, что «законодательством закреплена автономия вуза в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги». И подсказали, что вузы сами могут снижать стоимость платных образовательных услуг по соответствующему договору за счет своего бюджета. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
2541
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2830
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3623
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
6747

Другие новости