0
4708
Газета Образование Печатная версия

25.11.2020 18:16:00

Выпускники-2030 рискуют стать "потерянным поколением"

Пандемия может сделать быстрым и незаметным переход на "новое" образование

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, здоровье, дистанционное образование, потерянное поколение, образование, содержание

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, здоровье, дистанционное образование, потерянное поколение, образование, содержание Карантины и локдауны могут оказаться самыми «эффективными» учителями для подрастающего поколения. Фото Reuters

Детский фонд ООН (United Nations Children’s Fund; ЮНИСЕФ) выступил с заявлением. Главная идея – воздействие пандемии на детей – будет далеко выходить за рамки причинения вреда здоровью. Пандемия нового коронавируса несет еще и угрозы образованию и развитию детей. Стратегия введения локдаунов грозит превращению нынешних школьников в «потерянное поколение». Одновременно с этим поднялась волна критики дистанционного образования, которое, по мнению некоторых экспертов, способствует продвижению в школьное образование опасных «подходов».

«…Сбои в предоставлении основных услуг и растущий уровень бедности представляют наибольшую угрозу для детей. Чем дольше кризис удерживает позиции, тем глубже его влияние на детское образование, питание и общее состояние здоровья. Будущее целого поколения под угрозой», – заявила исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор.

Одновременно с этими опасениями усилилась критика дистанционного образования. И теперь она идет с дополнительным подтекстом. Дистанционка – это всего лишь технологии. Опасность же заключается в том, например, что педагоги учат «по старинке», перенося классно-урочную систему в онлайн-формат. Между тем делать надо все по-другому, учитывая индивидуальные способности учеников. При этом важно развивать мягкие навыки, проектное обучение и «компетентностный подход». Эти тезисы изо дня в день сегодня звучат в речах ведущих спикеров от образования.

Нелишне напомнить, что «компетентностный» подход инициировала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доклад ОЭСР назывался «Будущее образования и навыков: образование 2030». В центре внимания этого прогнозного исследования – дети, которые в настоящий момент обучаются в начальной школе, а к 2030 году будут представлять основную часть населения, вступающую в рабочий возраст. Проект направлен на школьное образование, как общее, так и профессиональное, и частично построен на основе методологии международного исследования PISA, а также использует наработки исследования TIMSS.

В задачи проекта «Образование 2030» входит разработка концептуальных рамок образования и анализ основных образовательных программ разных стран. Помимо этого планируется проектирование учебной среды, способной наиболее эффективно поддерживать развитие компетенций учащихся. Уже 15 стран приняли участие в заполнении вопросника по анализу учебных программ, а еще пять выразили готовность присоединиться к исследованию.

По мысли авторов этой программы, выпускники 2030 должны обладать чувством ответственности за собственную жизнь, за влияние на других людей, за формирование условий изменения мира к лучшему. Самостоятельность заключается в способности осознавать мотивы своей деятельности и ставить задачи на пути к достижению цели. Концепция, лежащая в основе, – взаимопомощь, ведущая учащихся по пути к образовательным успехам.

Проект определяет несколько дополнительных категорий компетенций. Первая – создание новых ценностей. Для того чтобы успешно справиться с предстоящими вызовами, учащиеся должны думать творчески, развивать новые продукты и сервисы, создавать рабочие места, новые предприятия, секторы, социальные модели, прорабатывать инновационные методики, способы мышления и жизнедеятельности. Фундамент компетенции – способность к адаптации, творческое мышление, любознательность и открытость новому.

Следующая компетенция – разрешение проблем и противоречий. В мире неравных возможностей молодым людям потребуется умение улаживать конфликты и снимать напряженность, находить баланс между справедливостью и свободой, независимостью и сообществом, инновацией и традицией. Во взаимозависимом мире люди только тогда достигнут благополучия, когда поймут потребности и желания других. Чтобы быть готовыми к будущему, нам необходимо научиться думать и действовать слаженно, принимая во внимание альтернативные идеи и взгляды в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Но этой красивой логике проекта «Школа 2030» мешает настрой родителей. Они все больше и чаще заявляют, что по новой идеологии за знания отвечает… «гугл». А детей важно воспитать. Так об этом, в частности, пишет латвийская пресса. Там «заочное» обучение внедряется одновременно с реформой «содержания образования». Родители справедливо считают, что «индивидуализация» и внедрение «компетентностного подхода» вкупе с «заочной формой обучения», безотносительно к эпидемиологической ситуации, приведет к радикальной трансформации общества XXI века.

Таковы полярные точки зрения на образование в период пандемии и после нее. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2253
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3623
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7193
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
12525

Другие новости