Классных руководителей давно уже обязали проводить беседы с детьми на патриотическую тематику. Фото PhotoXPress.ru
Финская газета Ilta-Sanomat разместила статью, где подвергается критике сообщение о том, что в деревне Ватнаволок Кондопожского района Карелии построили копию детского концлагеря. Такие концлагеря в годы войны создавали финны в Карелии. Объект создается с целью, чтобы школьники Петрозаводска и Петербурга проводили там «патриотические выходные».
Официально проект называется «Историческая реконструкция жизни и быта узников финских переселенческих лагерей 1941–1944 годов». Именно под таким названием он получил одобрение экспертов Фонда президентских грантов и 2 895 930 руб. на реализацию. Проект предусматривает софинансирование в 4 101 000 руб. Таким образом, полная стоимость воссоздания быта узников финских переселенческих лагерей обойдется почти в 7 млн руб. Сами постройки – это историческая реконструкция. И авторы ставят целью показать быт именно детей, находившихся в лагере.
Вокруг проекта разгорелась целая дискуссия, в которой приняли участие не только российская, но и финская стороны. Справедливости ради в финских СМИ единой оценки этому событию тоже нет. Точек зрения на затею реконструкции концлагерей две: этическая и историческая.
Исторический аспект заложен в самой идее проекта. Историк Константин Залесский в интервью радиостанции «Говорит Москва» совершенно точно заметил, что восприятие подобного рода проектов зависит от их исторической точности при постройке сооружений. Он же напомнил, что концлагеря за рубежом (Польше и Германии) существуют как музейные объекты. И в этом нет ничего предосудительного.
Этический момент заключается в том, что из шумихи вокруг объекта уже кто-то вынес суждение, что в Карелии воссоздают своеобразный «Диснейленд-концлагерь», в котором детей будут одевать в полосатые робы, поселят в бараки, будут кормить баландой и орать на них с вышек. Авторы, конечно, нервно опровергают подобные домыслы. Но как далее все будет на самом деле и проявится ли воспитательный эффект, никто не знает. Предсказать заранее реакцию подростков на подобные экскурсии затруднительно.
Но так или иначе прецедент создан. И не факт, что не найдутся подражатели. Ведь все так удачно вписывается в федеральную программу, которой в последнее время уделяется очень большое внимание.
Напомним, в мае этого года президент РФ Владимир Путин предложил внести поправки в законопроект «Об образовании». Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы. С этой целью президент предлагал определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Патриотическое воспитание, а это уже пояснил министр просвещения Сергей Кравцов, в России будут развивать с помощью дополнительного образования, массового спорта, взаимодействия с учреждениями культуры и при поддержке Российского движения школьников. Сегодня Минпрос разрабатывает федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», который начнет реализовываться со следующего года.
Также комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил поправки ко второму чтению проекта бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. В частности, поправки коснутся темы патриотического воспитания школьников и молодежи. Общая сумма, направленная на патриотическое воспитание граждан РФ, – около 3,5 млрд руб. Зарезервированы средства на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа. В 2021 году – это 2 млрд руб., что в два раза больше, чем в прошлом году.
Общественная палата провела заседание на тему патриотического воспитания россиян. Было заявлено, что существующие сегодня подходы к патриотическому воспитанию устарели.
Рособрнадзор проанализировал воспитательные программы в школах и выяснил, что они «написаны под копирку и реальной воспитательной работы не ведется». Сергей Кравцов сразу же заявил, что Минпрос уже разработал и обсудил с педагогами новый документ, который установит единую примерную программу воспитания школьников по всей стране.
В итоге сначала классных руководителей обязали проводить беседы с детьми на патриотическую тематику. А затем решили создать единую программу с едиными подходами. При этом одно из основных требований – подходить ко всему этому не формально, а креативно. Теперь начнут разрабатывать программы, пособия, запускать курсы повышения квалификации по повышению «воспитанности» в школах.
Кстати, идея реконструкции концлагерей – достаточно креативная. Вот насколько она рабочая – вопрос спорный. Дело в том, что школа уже априори социализирует ребенка и прививает определенные ценности. И делает она это через отношение учителя к своему делу и практически на всех предметах, изучаемых в школе. Готов учитель говорить об этом искренне – будет толк. Не готов – не будет. Какие бы программы ему ни написали. Да, кстати, и дети не терпят фальши.
комментарии(0)