Будущие функциональные грамотеи пока и не подозревают, чему им предстоит научиться. Фото агентства «Москва»
Национальный проект «Образование» корректируется. Минпросвещения РФ намерено оказать поддержку 10 тыс. школ с низкими образовательными результатами в рамках проекта «500+», сообщил первый замминистра просвещения России Дмитрий Глушко на заседании в Общественной палате РФ. Все силы образовательной системы сегодня переориентируют на формирование функциональной грамотности школьников.
В этом году проект охватит 250 учебных учреждений. Название проекта «500+» отражает задачу достижения функциональной грамотности в каждой школе. То есть предусматривает достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA.
В рамках проекта учебные заведения получат поддержку в части содержания образовательных программ, в подборе кадров. В школах «должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники». К работе в таких школах планируется привлекать студентов старших курсов педвузов. В будущем году охват проекта планируется расширить. Почему же сегодня формирование у школьников функциональной грамотности выходит на первый план?
Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.
До первой четверти XX века в развитии функциональной грамотности не было необходимости. У образования была совершенно другая задача: дать людям базовые навыки счета и письма. Позже появилась цель научить применять эти навыки в жизни и работе, но в достаточно простом утилитарном смысле. Набор жизненных ситуаций, с которыми сталкивался каждый человек, был более ограниченным, чем сейчас, и каждый мог более-менее легко переложить знания на практику.
Но сегодня, при переходе к постиндустриальному обществу, поток информации огромен, а количество ситуаций, в которые мы попадаем, огромно и разнообразно. Каждый человек должен уметь обрабатывать информацию, анализировать ее и формулировать собственное мнение. Классического образования, ориентированного на получение теоретических знаний, больше недостаточно.
Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. В указе президента РФ от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений». Несмотря на официальный уровень признания, есть ряд системных проблем, связанных с формированием функциональной грамотности.
Во-первых, недостаточно материалов, направленных на формирование функциональной грамотности: заданий для детей, методических пособий для учителей. Есть некоторое количество диагностических заданий, но именно развивающих. Этого явно недостаточно. Во-вторых, не очень понятно, как встраивать задания по формированию функциональной грамотности в образовательный процесс, причем делать это на системной основе. В-третьих, учителя плохо подготовлены к формированию функциональной грамотности у детей.
Как вообще формируется функциональная грамотность? Прежде всего надо отметить, что она не предполагает отказа от прохождения теоретических тем. Теория – это база, а практика – надстройка. Например, пройдя физиологию и анатомию человека на уроке биологии, учителю вместе с учениками важно разобраться, как применить полученные знания. Как эта информация поможет тому, кто хочет заниматься в спортзале или привести фигуру в форму. Ученики смогут узнать, например, что надеяться на быстрый рост мышечной массы не стоит из-за особенностей строения мышц, что большие нагрузки в сочетании с неправильной техникой упражнений приведут к травмам позвоночника, понять, как рационально построить свой рацион и сколько употреблять белков и углеводов.
Легче всего функциональную грамотность формировать на примерах работы с информацией. Можно взять любую новость из интернета и разобраться, какой у этой новости источник, почему она была написана, верим мы написанному или нет. Такую работу можно делать, например, на уроках литературы или русского языка. Без понимания методики работы с информацией в принципе не будет формироваться никакая другая грамотность. Те же условия задачи по математике и физике – это тоже текст, в котором нужно суметь сориентироваться.
Учителям сложно придумывать задания практического характера – их этому не учат. Задания, формирующие функциональную грамотность, непростые, они сильно отличаются от того, к чему мы привыкли. Даже взрослому придется напрячься, чтобы их решить. Но такие задания помогают школьникам с ранних лет учиться обрабатывать информацию.
Иными словами, основная задача образования сейчас – научить детей жить, быть эффективными, отличать правду от лжи, делать взвешенные выводы и принимать обдуманные решения. Сделать так, чтобы после выхода из школы человек мог мыслить самостоятельно.
комментарии(0)