0
9469
Газета Образование Печатная версия

11.11.2020 19:15:00

Cмысл функциональной грамотности – привести детей к успеху в жизни

В достижении поставленной цели базовые теоретические знания становятся далеко не главным содержанием школьного образования

Ирина Савицкая

Об авторе: Ирина Игоревна Савицкая – руководитель программы развития педагогов «Я Учитель».

Тэги: нацпроект, образование, школьное образование, функциональая грамотность


нацпроект, образование, школьное образование, функциональая грамотность Будущие функциональные грамотеи пока и не подозревают, чему им предстоит научиться. Фото агентства «Москва»

Национальный проект «Образование» корректируется. Минпросвещения РФ намерено оказать поддержку 10 тыс. школ с низкими образовательными результатами в рамках проекта «500+», сообщил первый замминистра просвещения России Дмитрий Глушко на заседании в Общественной палате РФ. Все силы образовательной системы сегодня переориентируют на формирование функциональной грамотности школьников.

В этом году проект охватит 250 учебных учреждений. Название проекта «500+» отражает задачу достижения функциональной грамотности в каждой школе. То есть предусматривает достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA.

В рамках проекта учебные заведения получат поддержку в части содержания образовательных программ, в подборе кадров. В школах «должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники». К работе в таких школах планируется привлекать студентов старших курсов педвузов. В будущем году охват проекта планируется расширить. Почему же сегодня формирование у школьников функциональной грамотности выходит на первый план?

Само понятие «функциональная грамотность» вошло в лексикон в 1957 году с подачи ЮНЕСКО. Сначала функциональная грамотность понималась как ликвидация безграмотности, но сейчас мы воспринимаем ее в более широком контексте – как способность использовать знания для решения любых жизненных задач.

До первой четверти XX века в развитии функциональной грамотности не было необходимости. У образования была совершенно другая задача: дать людям базовые навыки счета и письма. Позже появилась цель научить применять эти навыки в жизни и работе, но в достаточно простом утилитарном смысле. Набор жизненных ситуаций, с которыми сталкивался каждый человек, был более ограниченным, чем сейчас, и каждый мог более-менее легко переложить знания на практику.

Но сегодня, при переходе к постиндустриальному обществу, поток информации огромен, а количество ситуаций, в которые мы попадаем, огромно и разнообразно. Каждый человек должен уметь обрабатывать информацию, анализировать ее и формулировать собственное мнение. Классического образования, ориентированного на получение теоретических знаний, больше недостаточно.

Развитие функциональной грамотности вошло в ранг национальных целей и стратегических задач нашей страны. В указе президента РФ от 7 мая 2018 года сказано, что наша страна должна стать одной из 10 ведущих стран мира по качеству образования, а в процесс обучения нужно внедрять «образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений». Несмотря на официальный уровень признания, есть ряд системных проблем, связанных с формированием функциональной грамотности.

Во-первых, недостаточно материалов, направленных на формирование функциональной грамотности: заданий для детей, методических пособий для учителей. Есть некоторое количество диагностических заданий, но именно развивающих. Этого явно недостаточно. Во-вторых, не очень понятно, как встраивать задания по формированию функциональной грамотности в образовательный процесс, причем делать это на системной основе. В-третьих, учителя плохо подготовлены к формированию функциональной грамотности у детей.

Как вообще формируется функциональная грамотность? Прежде всего надо отметить, что она не предполагает отказа от прохождения теоретических тем. Теория – это база, а практика – надстройка. Например, пройдя физиологию и анатомию человека на уроке биологии, учителю вместе с учениками важно разобраться, как применить полученные знания. Как эта информация поможет тому, кто хочет заниматься в спортзале или привести фигуру в форму. Ученики смогут узнать, например, что надеяться на быстрый рост мышечной массы не стоит из-за особенностей строения мышц, что большие нагрузки в сочетании с неправильной техникой упражнений приведут к травмам позвоночника, понять, как рационально построить свой рацион и сколько употреблять белков и углеводов.

Легче всего функциональную грамотность формировать на примерах работы с информацией. Можно взять любую новость из интернета и разобраться, какой у этой новости источник, почему она была написана, верим мы написанному или нет. Такую работу можно делать, например, на уроках литературы или русского языка. Без понимания методики работы с информацией в принципе не будет формироваться никакая другая грамотность. Те же условия задачи по математике и физике – это тоже текст, в котором нужно суметь сориентироваться.

Учителям сложно придумывать задания практического характера – их этому не учат. Задания, формирующие функциональную грамотность, непростые, они сильно отличаются от того, к чему мы привыкли. Даже взрослому придется напрячься, чтобы их решить. Но такие задания помогают школьникам с ранних лет учиться обрабатывать информацию.

Иными словами, основная задача образования сейчас – научить детей жить, быть эффективными, отличать правду от лжи, делать взвешенные выводы и принимать обдуманные решения. Сделать так, чтобы после выхода из школы человек мог мыслить самостоятельно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Крупнейшие вузы России: анализируем востребованность российских университетов

Виталий Барсуков

0
2788
"Академический сговор" все-таки существует

"Академический сговор" все-таки существует

Наталья Савицкая

Работодатели уже не могут слепо доверять дипломам выпускников вузов

0
4609
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
5467
Бизнес устремился в колледжи

Бизнес устремился в колледжи

Владимир Полканов

Компании активно включились в перезагрузку системы среднего профессионального образования

0
4510

Другие новости