На фото Айна Дениева. Фото сайта rsuh.ru |
– Айна Кюриевна, сегодня на повестке дня – тема выявления талантов. Работает целая система отбора таких детей. Я знаю, что вы тоже много лет занимаетесь этой «детской» темой и у вас есть своя, особая точка зрения. В чем ваша позиция?
– Мне всегда хотелось понять – а как вообще можно проводить отбор талантливых детей? Как происходит сегрегация? Зачем разделять? Как выявить эту самую одаренность? Вместе с учеными из других вузов – Александром Мелик-Пашаевым, Тамарой Комаровой – мы проводили много конференций на эту тему. В ходе наших мероприятий вышли на исследователей, которые этот философский – лично для меня – вопрос вывели в область практическую, создали конкретную технологию, запатентовали свой метод исследования и анализа природных наклонностей. Этот метод привлек мое внимание, он способствует развитию осознанности у детей и взрослых, дает ориентиры для принятия важных решений, касающихся вектора развития и обучения. По сути, сформировалось направление осознанного развития.
– На недавней онлайн-конференции в Международном институте новых образовательных технологий РГГУ вы делали доклад о развитии самосознания у ребенка. Что подразумевается, когда говорят, что один человек действует осознанно, а другой – нет?
– Самосознание – это осознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), осознание своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Осознанность – это способность человека мысленно и физически прочувствовать настоящий момент. А это, в свою очередь, означает способность концентрировать внимание на деятельности или созидании чего-либо. Понимать степень важности дела. Не переключаться с первостепенного на неважное. Чувствовать и понимать свое тело, его потребности. Осознанно испытывать эмоции: понимать, когда ты сам на взводе, подавлен, огорчен и т.д. Не выносить оценочных суждений. Не терять уверенности в своих убеждениях из-за чьей-то критики.
Осознанность в повседневной жизни сильно меняет взгляд на стандартные вещи и ситуации. И это сегодня для всех очень важно, потому что мы вынуждены действовать и жить в особых условиях, в ситуации неопределенности.
– Теперь каждый родитель про себя подумал, что ребенка важно научить самосознанию. А как это сделать?
– Начать родителю надо с себя. И стать самому осознанным. И тогда он что-то поймет о своем ребенке. И сможет подвести его к тому, чтобы ребенок сам смог научиться самостоятельности. Лучше приучить и научить его с детства принятию решений, чем вести всю жизнь за собой, а потом бросить на произвол судьбы: «Ты большой, ты и делай!» А у него к этому моменту навыка принятия решений нет.
Приведу пример. Ко мне на консультацию пришли мама с 15-летней дочерью. Мама все время говорила за ребенка. Мы, с одной стороны, маму понимаем: она так хорошо знает свое чадо, так хорошо его чувствует, что способна говорить за него. С другой стороны, жить-то за него она все равно не сможет, хочется и ребенка послушать. Между прочим, замечу, что, согласно диагностике, проведенной девочке до консультации, склонность к риску у нее – 9 из 10 условных баллов. Это означает, что она вполне созрела до самостоятельных поступков. А мать ей не дает и слова сказать. И меня не покидает ощущение, что здесь нужно помочь сначала маме. Но мать пройти диагностику отказывается, у нее, по ее словам, все прекрасно. Забегая вперед, скажу, что она потом все-таки прошла диагностику. И ситуацию, конечно, поняла. Но чего это стоило, просто даже убедить ее, что наука может ей помочь осознать себя!
Знаете, когда родитель понял, что в ребенке нужно развить способность к самосознанию, это уже наша и его победа.
– Если мы пришли к мысли, что ребенок наш должен стать самоосознанным, то как нам это сделать?
– Да, это трудно. Каждый день родители ходят на работу. На нас всех давит среда: начальство, работа, сроки, планы. Из этого круга забот и хлопот выбраться довольно трудно. Конечно, не нужно жертвовать всем ради ребенка. В конце концов матери надоест тащить чадо все время за собой, она просто устанет физически и морально. И все равно делать хоть что-то в этом направлении нужно. Надо давать ребенку уверенность, чтобы он научился действовать без вас.
Самое интересное, что сейчас как раз то время, когда через детей можно и взрослому многое осознать. У них сейчас поток информации почти такой же, как у взрослых: есть свои гаджеты. И мы даже уже отчасти понимаем, что старыми методами воспитания на них сегодня воздействовать не получается. Разрыв между родителями и детьми все более очевиден.
Но это не проблема отцов и детей в привычном понимании, это не поколенческий разрыв. Проблема здесь уже другого уровня. Дети – другие. Даже с точки зрения нейропсихофизической.
Расскажу об эксперименте, который я наблюдала. Идет опыт. На ребенке и взрослом находится гарнитура, которая позволяет им управлять роботом силой мысли. И есть разница, как это делает взрослый и ребенок. Первый все равно пытается что-то делать руками, а ребенок быстро включился в процесс и работает только усилием мысли.
Конечно, есть методики, позволяющие у ребенка развить самосознание. Это диагностические процедуры и программы развития потенциала ребенка, где сообща работают педагоги, психологи и нейропсихологи. Я как представитель политической науки вижу для себя в этом смысл с точки зрения формирования поколения самоосознанных, самоопределившихся детей и молодежи, которые смогут слышать и понимать друг друга.
И родителям мой совет – не лениться, начинать познавать себя и только после этого своего ребенка.
комментарии(0)