Целевой набор зачастую вспоминали в связи с коррупционными скандалами. Фото агентства «Москва» |
Итак, постановлением правительства РФ «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» утверждены Положение о целевом обучении и Правила установления квоты приема на целевое обучение. Документ разработан в Министерстве науки и высшего образования РФ.
В положении урегулированы взаимоотношения, при которых заказчиком выступает образовательная или научная организация. (Раньше это было невозможно, так как не были закреплены нормы в части выплаты штрафов и ответственности сторон при заключении договора.) Также определены требования по возмещению в федеральный бюджет расходов, если целевик не был трудоустроен после окончания обучения. Сохранены требования к порядку установления квоты приема на целевое обучение, но скорректированы сроки предоставления заявок на целевое обучение от заинтересованных органов исполнительной власти. Предусмотрено согласование органами государственной власти субъектов РФ квоты приема на целевое обучение.
И еще, в целях совершенствования механизма целевого обучения, Минобрнауки России разрабатывает единую электронную площадку для взаимодействия заказчиков целевого обучения с абитуриентами и студентами. Система будет направлена на проведение открытых конкурсов.
Целевой набор задумывался как способ привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики. Он имеет ряд специфических особенностей. Абитуриент-целевик может легко поступить на кафедры даже с конкурсом больше 10 претендентов на место. Получает образование бесплатно. Закон позволяет брать вузу от 5 до 30% таких студентов в общем наборе. Причем сотрудничать на этих условиях с вузом могут как государственные крупные компании, так и частные мелкие. Квота целевого набора действует только на некоторых направлениях и присутствует не во всех вузах и колледжах. Тем не менее список этих дисциплин немаленький.
В прошлом году правительство уточнило список специальностей и долю мест, которые могут быть отданы под целевую квоту – несколько десятков названий. Время от времени список обновляется. Например, с прошлого года добавились: «геология», «география», «химия», «психология», «зарубежное регионоведение», «международные отношения», «социологические науки» и др. В специалитете добавились «фундаментальная математика и механика», «правоохранительная деятельность»… То есть если вы думаете, что там исключительно врачи и учителя, в ком действительно есть острая нужда, то вы ошибаетесь.
С 2019 года абитуриент находит заинтересованную в нем организацию самостоятельно. Работодатель может взять на себя обеспечение своего будущего специалиста жильем, стипендией и местом прохождения практики. Кроме того, довольно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа или техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.
Несмотря на такую благородную миссию – помощь родным регионам в кадровой политике, целевой набор в последнее время очень часто вспоминали в связи с коррупционными скандалами. Например, абитуриентами-целевиками зачастую становятся по протекции, недобирая при этом 50 и более баллов для общего конкурса (год обучения в элитных вузах стоит от 500 тыс. руб.). А после завершения обучения целевики либо недорабатывали срок в том месте, от которого получили квоту, либо не работали на этом месте вовсе.
Сам момент, когда молодые люди с низкими баллами поступают по целевому набору, тоже не очень красивый. Человек заведомо не способен учиться в данном высшем учебном заведении. Тем не менее он поступает. Но как раз здесь скандалов гораздо меньше. Из наиболее нашумевших случаев – эпизод в Калининграде в 2012 году, когда сын первого заместителя главы города Светланы Мухомор прошел по целевому набору в Балтийский федеральный университет от окружного совета депутатов. На общих основаниях он не поступил, так как набрал меньше проходного балла. Мать абитуриента вынуждена была подать в отставку. Самое интересное – это ответ ее коллег на претензии общественности по этому поводу. В администрации города изучили документы, регулирующие момент поступления сына чиновницы, и пришли к выводу, что нарушений никаких нет, есть лишь «морально-этическая сторона» вопроса.
То, что предлагается сегодня, кстати, тоже не способно эту сторону вопроса должным образом разрешить. Например, с помощью штрафов борьба с отказниками (теми, кто не поехал отрабатывать положенное по контракту время к месту работы своего спонсора) – все равно процесс долгий и невыгодный для заказчика образования. Есть официальная статистика, что до места «служения» не доезжают 10% студентов-целевиков. При этом в вузах сегодня в среднем 20% таковых от общего набора. И штрафы, увы, не помогут снизить дефицит кадров.
Если отказника даже обяжут выплатить деньги, то по сравнению с тем, что он относительно благополучно миновал сложный конкурс при поступлении в вуз, который бы точно не выдержал в условиях равной борьбы, штраф – это ничто.
комментарии(0)