0
4251
Газета Образование Печатная версия

14.10.2020 18:48:00

Отечественным педагогам мешает "синдром победителя"

Почему Россия не выходит в лидеры международных сравнительных исследований качества образования

Тэги: исследование, образование, качество, мировые стандарты, pisa


исследование, образование, качество, мировые стандарты, pisa Сергей Кравцов (слева) еще в бытность главой Рособрнадзора приложил много усилий, чтобы сделать исследование PISA в нашей стране регулярным. Фото с сайта www.obrnadzor.gov.ru

С 12 октября по 8 ноября в 1400 российских школах пройдет исследование качества образования по мировым стандартам PISA (Programme for International Student Assessment – международная программа по оценке учебных достижений). Само исследование PISA проводится раз в три года среди 15-летних школьников почти в 100 странах: проверяется математическая и естественно-научная грамотность, а также навык чтения.

Напомним, что PISA реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Нынешней осенью оценку по стандартам PISA пройдут школы Сахалинской, Нижегородской, Омской, Челябинской, Владимирской, Тульской, Воронежской, Волгоградской областей, республик Чувашия, Коми, Ингушетия, Тыва, Калмыкия и Санкт-Петербурга. Каждому региону потом предоставят результаты анализа полученных данных и рекомендации по улучшению качества образования.

Президент РФ Владимир Путин в мае 2018 года сформулировал задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Такая планка поставлена в подписанном им указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Вопрос в том, чем и как измерять уровень качества образования, с чем сравнивать. В марте 2019 года был опубликован для общественного обсуждения проект «Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

До внедрения «Методологии» международное тестирование по модели PISA состоялось в 2018 году, следующее планируется в 2021 году. После вступления в силу приказов Рособрнадзора и Минпросвещения исследование качества подготовки 15-летних школьников по стандартам PISA становится ежегодным.

Для непосвященных – эти новые опросы не единственная форма контроля. Еще есть: ВПР (Всесоюзные проверочные работы), НИКО (национальные исследования качества образования), ОГЭ (основной госэкзамен) и ЕГЭ (единый госэкзамен). Кроме того, каждые четыре года проходят международные исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS. И каждые пять лет – PIRLS (качество чтения).

Зачем так много проверяют? В Рособрнадзоре на это отвечают: чтобы проследить динамику процесса. Так, российские школьники в 2018 году показали результаты, сопоставимые с показателями 2012 года – 279 баллов. В 2018 году читательская грамотность была основной областью оценивания в цикле исследования PISA-2018. Россия по этому показателю спустилась на 16 строчек ниже, чем в 2015 году. Здесь динамика отрицательная. (С 2009 года российские школьники шли к верхним строчкам рейтинга.)

По математической грамотности результат 2018 года – 488 баллов. И здесь динамика отрицательная. Средний балл российских школьников по естественно-научной грамотности в 2018 году составил 478 баллов, то есть мы откатились на уровень 2009 года. (По сравнению с показателем 2015 года тоже потеря – 9 баллов.) Таким образом, за 15 лет было небольшое улучшение в середине цикла (2015 год), но в принципе все время мы топчемся на месте.

Что произошло в нашем образовании за последние два-три года такого, что теперь нужно проверять с таким «остервенением»? Да особенно и ничего. Даже если принять во внимание изменения в учебных программах, вызванных появлением новых федеральных госстандартов. Пока их примут, пока раскачаются. Да и что они, собственно, существенно изменяют?

Но вернемся к исследованию PISA. Кто помимо традиционных лидеров – азиатских государств – неожиданно вырвался вперед? Это Эстония. Она обошла Финляндию, предыдущего фаворита. Среди многих других факторов этого скачка прибалтов эксперты PISA отмечают, что там дали больше свободы учителю. Его и школу меньше контролируют, им больше доверяют. Второй фактор – в Эстонии и Финляндии делают акцент не на школах-лидерах, а на школах отстающих. Подтягивают всех школьников до одинаково хорошего уровня. Кстати, на международных интеллектуальных олимпиадах победителей среди эстонцев практически нет. В Финляндии тоже существуют проблемы с выявлением талантов, финская школьная образовательная система не способствует их отбору, поскольку ориентирована на достижение высокого среднего уровня. Именно этот уровень и фиксирует исследование PISA.

А вот острое желание победы в олимпиадах характерно для России и США. В России в последние годы с еще большим энтузиазмом стали выстраивать систему выявления талантов и поддержки одаренных детей. Все – для интеллектуального фронта! Все – для победы!

И вот еще деталь: московское образование в международных рейтингах уже давно стоит особняком. И задания PISA вообще не представляют сложностей для 15-летних учеников сильных столичных (и российских) школ. Например, первая сотня московских образовательных организаций находится на втором месте в мире по уровню читательской и математической грамотности PISA, уступая лишь Шанхаю. Чем, собственно, и можно успокоиться. Хотя бы пока. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
2136
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1681
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
4179
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
7135

Другие новости