0
5032
Газета Образование Печатная версия

14.10.2020 18:41:00

Школа закончилась, практико-ориентированный подход победил

На рубеже 2000-х годов изменился сам тип интеллекта подростков

Тэги: тестирование, школьники, подростки, интеллект, образование, программы, предметы, учебники


тестирование, школьники, подростки, интеллект, образование, программы, предметы, учебники Эксперты называют учебный предмет «Окружающий мир» «бессмысленной окрошкой». Фото с сайта www.mskobr.ru

Подростки и молодые люди поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – это результаты тестирования школьников, которое провела кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Ясюкова. Выводы исследования «Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 год» представляют особый интерес на фоне последних заявлений министра просвещения РФ Сергей Кравцова.

Министр Сергей Кравцов представил свое видение того, что ждет российскую школу в ближайшем будущем. Программа в школах, по его мнению, должна стать более интегрированной, чтобы ученики понимали, что школьные предметы дают им реальные знания об окружающем мире. Также министр отметил, что в школе должны «подаваться те знания, которые помогут ребенку лучше понять окружающий их мир и найти в нем свое место».

Дети, по его мнению, должны понимать: то, что они узнают на уроках – это и про них тоже. Законы физики, знания о частях света и континентах, об устройстве общества, о своих правах и обязанностях, об экономике, о безопасности жизнедеятельности – все это поможет ребенку выстроить жизнь в современном техногенном мире. Также министр добавил, что в школах следует отходить от стандартов: пунктов, страниц, параграфов. Важно давать школьникам только ту информацию, которая поможет им выбрать профессию, получить полезные навыки и умения для жизни.

Выводы Людмилы Ясюковой звучат диаметрально противоположно. Ученый проводила исследование в течение 1990–2020 годов. Она взяла данные из опросов учеников девятых классов. Этот контингент интересен для исследователя тем, что младшие школьники демонстрируют только начало формирования интеллекта и мышления, а к 13–14 годам тип мышления уже формируется, закрепляется.

В сравнительном исследовании Людмила Ясюкова разделила данные по пятилетиям. В основе ее исследований лежит тест Амтхауэра, который был разработан в 1953 году для задач профессионального отбора и профориентации. Тест предназначен для оценки не только общего уровня развития интеллекта, но и отдельных его компонентов: вербального, числового и пространственного мышления, логических способностей, внимания, памяти, объема знаний.

В итоге Людмила Ясюкова смогла показать, что на рубеже 2000-х годов произошло качественное изменение типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не понимается, хотя большие объемы информации могут удерживаться в памяти. А если структуру интеллекта составляют формально-образные обобщения, то, по мнению исследовательницы, увидеть и выделить причинно-следственные связи невозможно. Это означает, что решения человек принимает на основе оценки вероятностей, без понимания того, как на самом деле будут развиваться события. Следовательно, и надежность прогнозов снижается, а перспективное планирование невозможно.

Людмила Ясюкова выделяет черты, характерные для нового типа интеллекта: поверхностность мышления, пренебрежение качественным анализом, абсолютизация методов математического анализа, ошибки при принятии решений из-за непонимания причинно-следственных связей, неадекватность перспективного планирования и прогностической деятельности в целом. Опасность заключается в том, что люди с формально-образным мышлением и таким способом принятия решений уже пришли к управлению в образовании, науке, медицине, управлении.

Известный отечественный психолог Лев Выготский утверждал, что интеллект не является некой самореализующейся способностью, основы которой заложены генетически. Он представляет собой структуру операций, которая формируется в результате обучения ребенка. Характер этой структуры, тип интеллекта, который будет сформирован, зависит от уровня развития культуры, в которой растет ребенок, принятой в ней системы образования и конкретных программ, используемых при его обучении. Если человек выходит из школы без сформированного навыка понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, он не сможет его объективно интерпретировать, а действует под влиянием эмоций и своих субъективных представлений.

По данным исследователей, меньше 20% людей в России обладают полноценным понятийным мышлением. Чаще всего это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. В развитых странах приблизительно около 30% людей обладают таким интеллектом.

Людмила Ясюкова разбирает подробно, какие сегодня программы действуют на уровне школы. Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Сегодня вместо природоведения – «Окружающий мир». Ясюкова (и не одна она!) называет это «бессмысленной окрошкой». Здесь – логика составителя, у которого нет понятийного мышления. Сами составители называют свою программу «практико-ориентированным, исследовательским предметом».

Раньше с 5-го класса в школах начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь в 5-м классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций – «История в картинках». В 6–7 классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. В 8-м – анатомия, и уже в старшей школе – общая биология. То есть выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые в конце концов подчинены общим законам развития.

Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника, и животный мир, и человек, и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом, который его разработчики называют системно-деятельностным подходом. То же самое – с физикой. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить. Отсюда – главный дефект современных учебников. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи. Теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают.

На этом, собственно, и заканчивается образование. Начинается системно-деятельностный и практико-ориентированный подход. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
1082
Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Сбер вручит миллион рублей за лучшую статью об искусственном интеллекте

Владимир Полканов

Награждение победителей конкурса пройдет на конференции AI Journey 2024

0
1475
V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

V церемония вручения призов в области веб-контента: искусственный интеллект плюс

Вера Цветкова

Лауреаты  премии  определялись по итогам голосования ведущих представителей онлайн-кинотеатров, тв-каналов и медиаресурсов

0
1112
 Выставка "Русский сад"

Выставка "Русский сад"

0
1768

Другие новости