0
3177
Газета Образование Печатная версия

07.10.2020 18:55:00

Цифровая "камера хранения" молодежи

Отношение к профтехобразованию может поменяться только со сменой поколения

Тэги: образование, профтехобразование, екатерина есенина, интервью


образование, профтехобразование, екатерина есенина, интервью Конкурсы WorldSkills – это прежде всего инструмент для повышения престижа системы профтехобразования. Фото с сайта www.worldskills.ru

О том, почему современным родителям все равно, что выбрать для своих детей – высшее образование или среднее профессиональное, и каким оказался цифровой след в системе СПО, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказывает ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук Екатерина ЕСЕНИНА.

Екатерина Юрьевна, интересная у нас дата сегодня – системе среднего профтехобразования (СПО) 80 лет. Напомню, что 2 октября 1940 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах». И это послужило толчком для открытия профтехучилищ по всей стране. Что из себя представляла СПО ранее, понятно – готовила конкретные кадры для конкретного производства. А каков портрет типичного абитуриента СПО сегодня?

– Давайте прежде всего различать выпускников программ подготовки рабочих и выпускников программ подготовки специалистов среднего звена. В первой группе изменения невелики, а вот облик специалиста среднего звена поменялся значительно. Стоит отметить, что в последние 5–10 лет все больше абитуриентов с высоким средним баллом школьного аттестата (4,5–5) идут в СПО именно на специальности, обеспечивающие современные технологические процессы. Они требуют серьезного уровня подготовки, вполне соперничают с бакалавриатом и обеспечивают овладение несколькими рабочими профессиями. Это мотивированная молодежь, ориентированная на будущую профессиональную деятельность.

Наверное, приток сильных абитуриентов происходит оттого, что изменилось отношение самого правительства к системе СПО. Вместе с тем сама система подготовки кадров СПО не очень-то изменилась. Конечно, сегодня подтянули сюда чемпионаты WorldSkills. Стали готовить чемпионов среднего звена. И российские команды теперь часто побеждают на международных соревнованиях. Но хочется спросить: а что дальше? Как, например, правительство собирается встраивать систему СПО в экономику страны?

– Об отношении власти к системе СПО можно судить по ориентирам, которые задают национальный проект «Образование» и федеральный проект «Молодые профессионалы», а также меняющаяся федеральная нормативная база. На федеральном уровне создаются условия для обновления и развития инфраструктуры и материально-технической базы региональной системы СПО. В 2019–2020 годах вышел ряд нормативных документов (поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы и распоряжения Минпросвещения), ориентированных на развитие практической подготовки студентов, обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, развитие партнерства с работодателями, внедрение наставничества и создание воспитывающей образовательной среды. Остальное во многом зависит от региональных правительств и министерств.

В отношении WorldSkills могу сказать, что здесь все-таки уже сложилось понимание, что это не только чемпионатное движение, где проходят подготовку участники этих соревнований. Это инструмент для повышения престижа системы СПО, привлечения к ней внимания со стороны молодежи и семей, а также для внедрения в ежедневный образовательный процесс подходов, сложившихся на международном уровне. Среди таких подходов синхронизация теории и практики, междисциплинарность, построение индивидуальных образовательных траекторий

Такие подходы все больше проникают в отечественную практику СПО. Недавно в ФИРО РАНХиГС прошла Всероссийская конференция, посвященная вопросам интенсификации и оптимизации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании (СПО). В центре внимания участников конференции были как раз вопросы эффективности программ СПО, развития их гибкости, изменения методов и технологий обучения.

А вот встроенность системы СПО в российскую экономику в будущем зависит от путей развития самой экономики. Путь цифровой трансформации очевиден, но, как и в большинстве других стран, он в России находится на начальной стадии. Современные российские производства неоднородны, и сегодня есть развилка – готовить для «здесь и сейчас» или на опережение.

Вы упомянули о начале цифровой трансформации. А как она влияет на систему СПО уже сегодня? Что она изменила?

– В современных исследованиях фигурирует разработанная доктором Рубеном Пуэнтедурой так называемая модель SAMR. Она состоит из четырех этапов. Подмена (Substitution) – цифровые технологии просто заменяют традиционные. Накопление (Augmentation) – цифровые технологии становятся инструментом оптимизации в решении учебных задач. Модификация (Modification) – существенные функциональные изменения происходят в образовательном процессе и взаимодействии его участников. Преобразование (Redefinition) – постановка и решение новых педагогических задач, которые не могли быть решены ранее.

Скорее всего система СПО в нашей стране пока находится на втором этапе. Накоплению технологий и опыта их использования во многом способствовала ситуация с пандемией COVID-19. Но осмысление накопленного и модификация – цифровая трансформация – у России еще впереди. Таков объективный путь развития общества, экономики, образования.

Еще несколько лет назад СПО справедливо называли «камерой хранения» для молодежи. Или системой «передержки» молодежи. Относились к ней, мягко сказать, как к чему-то маргинальному. Изменилась ли в конечном итоге ситуация сейчас?

– Говорить о конечном итоге еще рано, поскольку и общество, и система СПО продолжают меняться и развиваться. Ключевым фактором для ответа на этот вопрос будет объективная смена поколений.

Нынешние родители уже не помнят особенностей советского периода. Они вместе со своими детьми довольно прагматичны в выборе образования. При этом оказывается, что СПО способно составить конкуренцию высшему образованию, которое за прошедшие 30 лет уже подрастеряло свою элитарность. Молодые люди выбирают надежную профессию в широком смысле слова, рабочее место и перспективу дальнейшего роста. И какая программа – высшего или среднего профессионального образования – дает такой результат, той и отдают предпочтение. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
2134
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1680
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
5193
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
7131

Другие новости