0
2773
Газета Образование Печатная версия

30.09.2020 17:56:00

Трудные подростки попали под медиацию

Родителей юных правонарушителей заставят вступать в диалог со своими детьми

Тэги: минпросвещения, шокльная программа, медиация, трудные подростки, родители, диалог


минпросвещения, шокльная программа, медиация, трудные подростки, родители, диалог С конфликтными ситуациями в школе зачастую приходится разбираться профессиональным юристам, а не педагогам.  Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru

Минпросвещения РФ провело семинар, посвященный школьным программам так называемой медиации. Модератором выступила заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Лариса Фальковская. Что это за программы и почему на них сегодня обращают большое внимание?

Руководитель направления «Программы восстановительного правосудия по уголовным делам» общественного центра «Судебно-правовая реформа» Людмила Карнозова поясняет, что восстановительное правосудие возникло в стране «в ответ на критику о неэффективности наказательного подхода к подросткам-правонарушителям и малолетним преступникам». Медиация более эффективна, она предполагает диалог с пострадавшим, примирение. Органам власти на местах теперь ставят задачу – заставить правонарушителей и их родителей вступать в такой диалог. А главное – научиться принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их реализацию. Для того чтобы выстраивать эти отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями. И вот их надо бы прививать уже с самого детства.

Дети в нынешних условиях зачастую, как считают эксперты, не в полной мере получают от взрослых поддержку, обеспечивающую правильный выход из конфликтных, а иногда и криминальных ситуаций. Подростки срывают уроки, дерутся, и часто их поведением в конце концов начинают заниматься правоохранительные органы. Школа же при этом старается чаще всего перевести несовершеннолетнего нарушителя спокойствия на домашнее обучение или в другое образовательное учреждение. В самой сложной ситуации – в специализированное. Эта ситуация усугубляется еще и социальным расслоением обучающихся.

Увы, но часто получается, что дети в ответе за своих родителей. Ученики, чьи семьи не вполне благополучны в материальном и социальном плане, не всегда могут завоевать авторитет у сверстников и учителей только за счет успешного овладения учебными предметами. В результате одни из них приобретают статус отверженных, другие, наоборот, становятся школьными «авторитетами». Детский рэкет, драки (на жаргоне подростков – «стрелки») – все это есть. В то же время успевающие дети невольно попадают под их влияние и влияние соответствующей подростковой субкультуры, поскольку и их возможности самоутвердиться в школе, особенно в подростковом возрасте, часто ограниченны.

Вообще, по мнению экспертов, пространство современной подростковой жизни интенсивно наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятиями в кружках и секциях; с другой – силовой, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но прежде всего силовыми, методами. В таких условиях, естественно, происходит примитивизация взаимоотношений. Замыкаясь в собственной среде и оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов отношений, дети несут свои разрушительные навыки дальше в социум.

По мнению составителей медиативных программ, опасность кроется также в размытости воспитательных стратегий образовательной организации. Это фактически сводит воспитание к определенному набору мероприятий, формально маркируемых как воспитательные.

Благодаря возможностям быстрых коммуникаций любая конфликтная ситуация в классе (с кем бы из участников образовательного процесса она ни возникла) уже вечером того же дня становится темой для обсуждения родителей всех обучающихся. А дальше, как снежный ком, причиной уже последующего группового конфликта.

Зачастую установки родителей, их высказывания, резкие суждения по отношению к тем или иным жизненным ситуациям, социальным группам и меньшинствам, предопределяют последующие поступки детей. Подобная ситуация актуальна, например, для инклюзивных классов, где очень активно ведут себя родители. В детских и подростковых коллективах образовательных организаций нередки случаи ксенофобии. В конфликты, начавшиеся в классе, часто включаются и родственники конфликтующих.

В общем, одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на гуманистических способах разрешения конфликтов. По мнению Ларисы Фальковской, одним из ключевых инструментов реализации данной воспитательной стратегии «является внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство, предусмотренное Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Свою задачу чиновники видят в том, чтобы «широко информировать педагогический состав образовательных организаций о возможностях восстановительных технологий и медиации». Сегодня, по мнению составителей программы, мы наблюдаем некую «приватизацию конфликта» системой государственного правосудия, передачу ответственности за решение конфликтов из сообществ людей в руки профессионалов правосудия. Как следствие, люди утрачивают способность самим искать выход из конфликтных ситуаций. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2128
Старые советские учебники родители используют как методички

Старые советские учебники родители используют как методички

Елена Герасимова

Выполнение домашних заданий превращается в семейный квест

0
8763
Пашинян и Алиев на форуме БРИКС договорились о мире на 90%

Пашинян и Алиев на форуме БРИКС договорились о мире на 90%

Виктория Панфилова

Казахстан и Белоруссия получили статус партнеров объединения

0
4189
Чир-спорт, буллинг, гендер – этих слов больше нет в школьной программе

Чир-спорт, буллинг, гендер – этих слов больше нет в школьной программе

Наталья Савицкая

Минпросвещения изымает из документооборота непатриотичную, по его мнению, терминологию

0
10474

Другие новости