Несмотря на все достижения IT-технологий, проектная и практическая работа студентов не может быть переведена в онлайн без существенного снижения эффективности. Фото с сайта www.hse.ru
На онлайн-заседании общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ обсуждался доклад о влиянии пандемии на систему высшего образования. Аналитический доклад готовило ректорское сообщество, основываясь на опросах студентов и преподавателей. Как отметили на заседании, наши ученые лидируют по части критического осмысления того, что произошло с системой высшего образования в пандемический кризис.
«Этот доклад – рефлексия профессионального сообщества по поводу того, что происходило. Нам важно было сравнить наш внутренний взгляд, то, как мы диагностируем состояние нашей системы, с внешней экспертной оценкой», – так оценил проделанную работу ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, которому предоставили слово в числе первых. По его мнению, «этот краткий период жизни высшего образования стал точкой бифуркации всей системы. Мы, с одной стороны, резко увидели проблемы, ограничения, с другой – получили возможность серьезно сформулировать рекомендации для вузов».
Он отметил также, что доклад готовили в самый разгар пандемии, когда тема сохранности студенческого контингента стояла достаточно остро. Пандемия обнажила сильную неоднородность вузовской сети, заметил глава Томского университета. Ряд университетов практиковали синхронный метод обучения (когда занятия идут онлайн в реальном режиме времени), а кто-то – асинхронный (студенты произвольно выбирают время для ознакомления с предложенным материалом). Но большинство выбрали смешанный тип занятий.
Главный вывод из анализа произошедшего: причина негативного восприятия дистанционного образования даже не промахи в его организации, а психологическое самочувствие студентов и преподавателей. Проблема здесь чаще видится в плохой самоорганизации и концентрации студентов. Вот, собственно, почему сегодня так остро встал вопрос тьюторов.
Сокращение рабочих мест в экономике в результате коронакризиса заставило администрации вузов думать о послевузовском обустройстве студентов. В университетах срочно были приняты меры по трудоустройству выпускников. А вместо традиционных дипломных работ выпускникам примерно 50 вузов разрешили презентовать собственные стартапы.
Главное достижение – пандемия способствовала росту автономии университетов, развитию и укреплению горизонтальных связей между вузами. А вот попечительские советы высших учебных заведений остались в стороне.
По словам председателя комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслава Никонова, в дистантном образовании сделан огромный рывок, его результаты необратимы, психологический барьер преодолен. Поначалу в комитет поступало много тревожных писем по поводу возможного тотального перевода всех учебных заведений на удаленное обучение. Многие эксперты утверждали, что дистант – это для массового высшего образования, а вот традиционное очное обучение станет элитарным. Сейчас доверия к онлайн-образованию прибавилось.
Подтверждением тому служат итоги опроса студентов, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Как рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, опрашиваемых попросили дать оценку качества дистанционного обучения по пятибалльной шкале. Результаты оказались довольно высокими: готовность преподавателей оценили в среднем в 4,5 балла, адаптированность дисциплин к онлайн-изучению – в 4,3 балла. Новый формат образования признан удачным, он позволяет лучше концентрироваться на процессе обучения, студенты активнее участвуют в семинарах, и даже уровень участия в лекциях вырос в три раза. Две трети опрошенных студентов устраивает качество дистанционного обучения, а 32% предпочитают его традиционному формату.
Однако исследования выявили и проблемы, которые необходимо решать уже сейчас. Во-первых, дистанционный формат оказался трудным для первокурсников: 90% первокурсников признали, что им не хватает чувства аудитории. Поэтому, отметил Ярослав Кузьминов, необходимо разрабатывать специально для них научные практики. Во-вторых, труднее других к онлайн-обучению адаптируются студенты медицинских, технических вузов и вузов культурной сферы. К каждой из этих категорий нужен свой подход, так, для технарей нужно разрабатывать новый дизайн лабораторных занятий.
«Университетские активности, которые являются традиционными для классического образования, – проектная и практическая работа, внеучебная активность, воспитательная работа – не могут быть переведены в онлайн без существенного снижения эффективности», – подчеркнул Ярослав Кузьминов. Он отметил, что более 40% студентов видят серьезную проблему в нехватке общения с однокурсниками и ограниченности дискуссий с преподавателями университета. Ректор «Вышки» высказал надежду на то, что с сентября мы увидим восстановленное общение студентов и преподавателей в общем физическом пространстве: «Надо полностью загрузить реальные лаборатории в первую очередь для реализации творческих групповых проектов».
В нынешних условиях системе высшего образования России важно обеспечить сбалансированное развитие сети вузов на основе их сотрудничества, а не конкурентной борьбы, уверен ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау. По его мнению, система образования готова к качественным изменениям, связанным с использованием современных технологий, но следует просчитать последствия этих изменений, в том числе долгосрочные. Также ректор РАНХиГС заявил, что качественное образование не может быть дешевым. «Нужно иметь в виду, что качественное дистанционное образование обойдется вузам дороже офлайнового. Это относится ко всей системе, и к слабым вузам, может быть, даже в большей степени, чем к уникальным ведущим университетам», – считает Владимир Мау.
комментарии(0)