1
4579
Газета Образование Печатная версия

24.06.2020 18:54:00

Школу заставляют давать мягкие навыки, а не знания

Родители хотят финансовой самостоятельности детей, но при этом настаивают на высшем образовании

Тэги: человек, социум, школа, образование, мягкие навыки


человек, социум, школа, образование, мягкие навыки Способность к самообучению, креативность – это замечательно. Вопрос – как воспитать эти навыки у школьников. Фото агентства «Москва»

Представители кадровых агентств уверяют, что поскольку специалистов по новым специальностям, возникающим на современном рынке труда, не готовят ни в каких университетах, а тем более в школах, у молодых людей появляется уникальный шанс найти работу мечты даже без опыта и высшего образования. Главное в такой ситуации – иметь прокачанные soft skills, или «мягкие навыки». Что же это такое – загадочные «мягкие навыки»?

Вообще психологи выделяют два типа навыков: «жесткие» (hard skills) и «мягкие» (soft skills). Вторые больше связаны с личностными характеристиками и особенностями поведения человека в социуме. Среди них: дисциплинированность, стрессоустойчивость, дружелюбность, обязательность, вера в себя и свои силы, способность к самообучению, склонность к аналитическому мышлению, креативность и т.п.

Экономисты из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Владимир Гимпельсон, Анна Зудина и Ростислав Капелюшников попытались оценить уровень развития человеческого капитала в нашей стране сквозь призму «мягких» навыков – у каких социально-демографических групп они лучше и почему. Для этого они использовали данные массовых опросов в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) за 2000–2016 годы. Исследование проводилось на масштабных данных, собранных с 2000 по 2016 год.

В ходе него, в частности, выявлялась склонность человека объяснять происходящее с ним либо внешними факторами (судьба, случай, неожиданные обстоятельства), либо внутренними (собственные способности, усилия, знания). Все характеристики анализировались в зависимости от пола, возраста, семейного статуса, образования, квалификации и т.д.

Оказалось, что молодежь сегодня наиболее открыта новому опыту и внешнему миру. Самый высокий уровень открытости и экстраверсии – у 15–29-летних. Чем старше, тем этот показатель ниже – вплоть до минимума в группе 60. Люди среднего возраста оказались самыми добросовестными. Это качество вообще прибавляется с жизненным опытом. Его признаки – упорство, аккуратность, трудолюбие, обязательность, стремление к порядку. Такими качествами отличаются россияне 40–49 лет. Старшие умеют договариваться. Те, кому за 60, способнее к компромиссам и кооперации с другими. Но у них же – самая высокая планка невротизма, эмоциональной нестабильности.

Любопытно сравнить эти результаты с данными свежего опроса, который провел сервис «Работа.ру». Лишь 12% родителей планируют, что их дети сразу же после окончания школы начнут работать. Подавляющее большинство взрослых уверены, что их дети должны начать трудовую деятельность либо после получения диплома о высшем образовании, либо во время учебы в вузе. В исследовании сервиса приняли участие 1200 выпускников и их родителей из всех регионов страны.

Молодых людей, которые намерены в будущем выбрать какую-то конкретную профессию для обучения и работать по специальности, – 71%. Меньше трети опрошенных, 29% респондентов, отметили, что пока не планируют работать по специальности. При этом большинство респондентов (89%) сообщили, что для них важно как можно раньше обрести финансовую самостоятельность.

Итак, большинство родителей хотели бы, чтобы ребенок быстрей стал финансово независимым, но при этом не готовы выпустить его на рынок труда сразу после школы.

Важный тренд. Большинство родителей желали бы, чтобы ребенок получил высшее образование, хотя сами его не имеют. Согласно данным Росстата, около 45% женщин – мам нынешних выпускников – имеют высшее образование. У мужчин этот процент еще меньше. Родители школьников, имеющие среднее профессиональное образование, уверены, что у их одноклассников, которые поступили в вуз, жизнь лучше. И, в свою очередь, настраивают своих детей на поступление в вуз. При этом сам подросток не понимает, зачем ему высшее образование. И не может его осмыслить так, чтобы оно стало для него притягательным.

Вообще дети родителей, у которых нет высшего образования, не имеют представления о том, что такое высшее образование, в чем его польза, отмечают социологи НИУ ВШЭ. С точки зрения их родителей, получивших среднее профессиональное образование и даже занимающих статусные позиции, образование – это набор навыков, которые можно куда-то приложить. Это навыки видимые, понятные, осязаемые. Например, человек получил профессию парикмахера, и он знает, за какую проделанную работу сколько ему будут платить.

На Западе активно изучается тема, связанная с так называемыми студентами университетов в первом поколении. Это те, чьи родители не имели отношения к академической среде. Считается, что даже если эти молодые люди хорошо учатся, им трудней интегрироваться в среду высшего образования, потому что она для них непривычна. И даже если они попадают в университет, построить свою академическую траекторию им сложно.

Те выпускники средних школ, кто у нас сегодня выбирает академический трек, чаще всего считают, что важно просто поступить в вуз и получить высшее образование. Но поступив в вуз, вдруг понимают, что это совсем не то, чем они хотели бы заниматься.

В общем, можно сделать вывод, что работать сразу после школы можно. И даже успешно, если «подкачать» «мягкие» навыки. В этом помогают открывшиеся по всей стране кванториумы и центры профориентации, предлагающие мастер-классы и переобучение по краткосрочным курсам. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2183
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3552
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7097
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
10349

Другие новости