Неожиданно у страшекласников проснулся интерес к специальности «экология питания». Фото агентства «Москва»
Какую специальность выбрать – главный вопрос, который волнует вчерашних школьников и их родителей сегодня. А если... никакую? Часть вузов продолжает курс на общий бакалавриат. И многие родители опасаются второсортности подобного вида образования.
Предложения и предположения экспертов, которые еще недавно считались крамольными, находят свое воплощение сегодня. Если несколько лет назад родители готовы были бросить все ресурсы на осуществление мечты сына-троечника – «хочу быть юристом» – и несли документы в вуз, возникший на базе местного ПТУ, то теперь пришло прозрение: выбирать надо более осознанно.
Бакалавриат, кстати, тоже появился как следствие растущего спроса на высшее образование. А оно, при всем оптимизме властей, никак не может быть массовым. Просто по той причине, что не все могут тянуть лямку студента. Но оно же играет и важную социальную функцию. И значит, играть в поддавки с населением все-таки нужно. Вот и взяли на вооружение давно применяемую на Западе систему – бакалавриат. Вроде и высшее образование, но одновременно и только первая ступень в мир науки. Хочешь по-настоящему «высшее» – поступай в магистратуру, аспирантуру и т.д.
Правда, дело в том, что обычный прикладной бакалавриат, как и ранее специалитет, готовит к профессии. Если с профессией учителя начальных классов еще как-то все понятно, то с другими ситуация намного сложнее. То, чему учили ранее, быстро теряет актуальность. И вот тут приходит на помощь общий бакалавриат. Сейчас еще стало модным вуалировать его под видом приема на «укрупненные группы специальностей».
Общий бакалавриат (название не утвержденное, просто наиболее часто употребляемое и более понятное), как считает эксперт из НИУ «Высшая школа экономики» Виктор Болотов, будет набирать обороты. Он может быть техническим, гуманитарным, инженерным и так далее. Он не готовит под конкретные рабочие места. Чтобы работать по выбранной специальности, человеку необходимо будет потом пройти соответствующую подготовку отдельно. Уже на рабочем месте или в специальных центрах переподготовки. По крайней мере, вузы, выбирающие такой путь, действуют честно. И не обещают выпускнику манну небесную.
Но для ведущих классических университетов любой бакалавриат – это всего лишь ступень к большому академическому знанию. Может, поэтому сегодня все настойчивей звучит предложение ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего вернуть специалитет.
Рассмотрим более «приземленные» предложения по выбору профессий. Сначала от официальных лиц. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков предполагает, что у абитуриентов этого года может быть повышенный интерес к медицинским направлениям подготовки, к IT-сфере. Но продолжает работать и классическая формула – юристы плюс экономисты.
Прогноз министра подтверждают и данные масштабного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос был проведен 7–11 июня среди 1600 респондентов из родителей выпускников средних школ в этом году. Опрос проводился в 282 населенных пунктах во всех федеральных округах. Самая популярная профессия – врач и медсестра. Выпускники 2020 года выбирают также профессии: программист, специалист в сфере IT (6%), юрист (6%), экономист (5%), учитель или педагог (5%), инженер (5%), а также строитель (3%) и военный (3%).
По окончании школы в этом году 43% россиян посоветовали бы детям своих друзей пойти учиться в вуз. Порекомендовали бы пойти в колледж, техникум или ПТУ 14% наших соотечественников. Каждый третий считает, что это не имеет особого значения (30%), а практически каждый десятый полагает, что ребенок должен сам решить (8%). Ситуация довольно любопытная. Пандемический кризис заставил россиян пересмотреть ценность высшего образования.
Напомним, что в прошлые годы старшее поколение (почти 85%) советовало детям выбирать учебу в вузе. С утверждением, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру, согласны 57% россиян. Эта доля уменьшается на протяжении всего мониторинга с 76% в 2008 году. Считают, что значимость высшего образования часто преувеличивают, более половины опрошенных (61%), обратного мнения придерживаются 35% (в 2008 году такого мнения придерживались 45%). С высказыванием, что на получение высшего образования не жалко никаких денег, не согласны 52% россиян. Это тоже существенный удар по престижу высшего образования.
О чем говорят ректоры местных вузов? В лидерах – гуманитарные и экономические направления. Возрос интерес к IT-сфере. Интересны стали направления, появившиеся за последние несколько лет: программная инженерия, медицинская химия, медицинская физика, наноинженерия, медиакоммуникации.
Те, кто выбирал себе вуз четыре года назад, и предположить не мог, что грянет пандемия, которая изменит планы и настроения населения страны. Теперь многие предпочли бы выбрать профессии, которые точно обеспечивали бы занятость. Кстати, одними из первых сводок, пришедших с абитуриентских полей, стали сообщения о наплыве абитуриентов в военные вузы в регионах страны. Причем туда охотно идут и девушки.
Далее, ориентируясь на будущее, нынешние выпускники вузов обратили бы свой взор непременно на возможность работать по приобретенной специальности удаленно. Как прогнозируют эксперты, заинтересованность в удаленке останется еще на неопределенное время. Такой позиции придерживаются 42% россиян, принявших участие в опросе ВЦИОМ.
И все это опять же подводит к мысли об общем бакалавриате, который даст широкие знания и возможность постоянно переобучаться, чтобы быть востребованным на рынке труда.
комментарии(0)